Полмиллиона на песню
Гимн “Россибелии” будет весить тонну
“Призовых мест будет три, — рассказывает пресс-секретарь Павла Бородина, он же руководитель СИА Иван Макушок. — За первое место призер получит 300 тысяч, за второе — 150 тысяч, за третье — 50. Почему три места? Потому что выбирать и утверждать гимн будет Парламентское собрание Союза, и мы хотим, чтобы у него был выбор”.
И выбор у парламентариев, похоже, будет. За пять с лишним недель в агентство поступило около восьмидесяти заявок. Вдохновленные граждане кинулись творить кто во что горазд. Причем в марафон включились не только жители союзного государства, но и “потенциальные союзники” из Украины и Казахстана, откуда тоже поступают заявки. Надо отдать должное авторской смекалке: толком не зная точного адреса устроителей конкурса, претенденты пишут буквально “на деревню дедушке”. Самая распространенная надпись на конверте: “Москва, Кремль, Бородину”. Иногда посылают тексты в посольство Белоруссии, иногда в Госдуму. Но все они — доходят до Старой площади, где и располагается штаб конкурса. Иногда самые хитрые авторы заручаются поддержкой какого-нибудь депутата, а уже те старательно “лоббируют” народное творчество.
Песни присылают разные. Некоторые хоть сейчас на разучивание хору отдавай. Скажем, “былинное сказание” одного автора под названием “Две Руси”:
Много песен за жизнь мы сложили,
Воспевая родные края.
И родными славянскими были
Беларусь и Россия-земля.
Да сплотится Союз наш навеки
Вся Россия и Белая Русь.
Пусть прославят и горы, и реки
Наш старинный славянский Союз...
Почему-то сразу вспоминается Любовь Орлова, с милым акцентом поющая “Широка страна моя родная...”
Один питерский автор, в свое время присылавший варианты текстов к Гимну России, теперь надеется найти применение своим творениям в союзном масштабе. Но вряд ли найдутся желающие серьезно петь такие вирши:
Союз суверенных свободных республик
Из объятий историй ушел навсегда.
Оковы корысти свободу душили
Великим народ остается всегда!
Некоторые стихосложения — бесхитростны, как частушки. Чего стоит задорная запевка одного автора:
Братья-славяне,
Хватит метаний.
Путь наш лежит в Союз.
С верой, с любовью,
Дружной семьею:
Русский и белорус.
Насчет музыки авторы не слишком оригинальны. Несмотря на то что Россия уже приватизировала мелодию Александрова, большинство стихосложений положено именно на этот мотив. Иногда, правда, авторы прикладывают к стихам собственные нотные сочинения, а порой предлагают в качестве “соавтора” Чайковского или Глинку...
Ко многим сочинениям у организаторов конкурса есть претензии: “Проблема в том, что мы хотим получить гимн не просто Союза Белоруссии и России, а — союзного государства, к которому впоследствии могут присоединиться и другие страны. Поэтому всякие “национальные составляющие” в контексте нам не подходят. Это должна быть некая объединительная песнь, с более обобщающими понятиями”, — считает Иван Макушок.
Учредителям не позавидуешь. Конкурс продлится до 1 октября, и к тому времени им придется изучить добрую тонну искренних излияний граждан Союза. Профессионалы же пока — в меньшинстве. Творческие союзы — в размышлениях. Первым из “профи” стал Аркадий Укупник, чье музыкальное произведение на слова молодого поэта-песенника Кирилла Крастошевского было озвучено на заседании Совета по информационной политике Союза самим Лещенко. Песнь под названием “Гей, славяне!” собравшиеся почему-то слушали стоя. Но в Постоянном комитете отвергают всякие домыслы о том, что Укупник, обойдя всех, стал победителем. По сведениям, сейчас идут переговоры о написании гимна с Александрой Пахмутовой. А за почетную роль исполнителя “главной песни” Союза борются два корифея советской эстрады — Лев Лещенко и Иосиф Кобзон.
“Инициировав конкурс, мы хотели подтолкнуть к развитию саму идею Союза”, — говорит Иван Макушок. Но одним гимном тут не обойтись. А потому в Постоянном комитете решили сделать ставку на массированную “информатаку”. Созданный в начале апреля Совет по информационной политике объединил ведущих “производителей новостей” России и Белоруссии. В него вошли главы крупнейших телеканалов, информагентств и газет двух государств. Сейчас разрабатывается стратегия и тактика “информвлияния”. Российские ТВ-каналы во главе с Добродеевым и Эрнстом обязуются включить в новостные программы “союзный блок”, который будет идти сразу после событий в мире. Идея о социальной рекламе, которая должна будет ненавязчиво убеждать граждан, “как хорошо в стране союзной жить”, была поддержана Михалковым и Добродеевым. А воплощать ее будут мастера телешоу — компания “ВИД”. Вдобавок должна появиться еженедельная общесоюзная газета. И не исключено, что 100 киосков в Москве будут торговать белорусской прессой, а еще сотня в Минске — российской.