Понять коллег, в общем-то, можно. Ведь в пятницу у них был последний шанс пообщаться с нашими футболистами на родной земле: около десяти часов вечера, когда этот номер был уже подписан в печать, самолет со сборной России на борту вылетал в Страну восходящего солнца...
Тем временем, скрывшись от толпы коллег, корреспондент “МК” завтракал с Егором Титовым и Дмитрием Аленичевым. Оба признались, что до последнего момента не были уверены, что поедут на чемпионат мира. “В команде есть лишь несколько незаменимых игроков — Мостовой, Нигматуллин, ну, может, еще кто-нибудь... — сказал Титов. — Так что, когда увидел свою фамилию в списке, испытал такое чувство — словами не передать... Отлегло, в общем. Хотя, даже если бы меня не включили в заявку, все равно в Японию поехал бы — в качестве туриста!”
Вот и Дмитрий Сычев признался, что включение в состав сильно удивило его. “Я ждал и надеялся, конечно, но все равно удивился... — сказал юный спартаковский нападающий. — Потихоньку осваиваюсь — благо ребята меня хорошо приняли — и уже не пугаюсь, когда встречаю в коридоре, к примеру, Мостового...”
Александр Кержаков — тоже из молодых да ранних. Но если Сычев менее чем за полсезона проделал путь от тамбовского “Спартака” до сборной страны, то форварду “Зенита” понадобилось на год больше, чтобы добраться от “Светлогорска”, выступавшего в третьей лиге, до главной команды страны. “Если бы тебе полтора года назад какая-нибудь ясновидящая предрекла поездку на чемпионат мира, ты бы как отреагировал?” — поинтересовались мы у Саши. “Пальцем у виска крутить не стал бы, но не поверил бы — это уж точно. Хотя вообще-то всегда мечтал о том, чтобы сыграть за сборную России, ставил перед собой такую цель. Но чтобы так быстро... Впрочем, давно уже понял, что в футболе все возможно — только работай!”
...Лишний раз убедились: за годы, проведенные в большом футболе, Олег Романцев стал неплохим оратором. Его агрессивный и не всегда адекватный вопросам стиль разговора журналистам если не по душе, то, во всяком случае, интересен. Да, стиль общения наших тренеров с пишущей и снимающей братией все еще далек от образцов западной цивилизации, но иной короткий диалог в “Бору” привлекательнее бесконечной беседы в каком-нибудь Клерфонтэне, на базе французской сборной. Романцев уже привык отвечать на одни и те же вопросы десятки раз, но подходит к этому делу творчески, как хороший педагог, каждый год добавляющий к школьной программе что-то новое. Олег Иванович любит поучать журналистов, но делает это столь изощренно, что они на него почти не обижаются.
В пятницу от него потребовали какого-нибудь оптимистично-патриотичного высказывания, что называется, на камеру. Олег Иванович от банальной фразы сначала хотел откреститься, но потом сообразил, видимо, что громких слов в такой момент много не бывает. И помимо традиционного: “Да, верю в команду, а иначе бы здесь не работал” — добавил: “Сделаем все, чтобы за Россию не было стыдно”.
В том же контексте он упомянул высказывание Владимира Путина, когда очередной вопрос — относительно поставленной Президентом России задачи — вызвал у тренера явное раздражение: “Да, он поставил перед нами задачу, одну-единственную — выложиться без остатка, чтобы наша совесть была чиста”. Романцев не любит вопросов о местах и турнирных этапах, не любит делить шкуру неубитого медведя. Поэтому, когда речь зашла о возможном сопернике россиян по 1/8 финала, где нам вполне могут выпасть бразильцы или турки, Романцев стал говорить о Китае, который играет с теми в одной группе: вы, мол, о китайцах забыли, а эта команда нравится мне больше других. А на гомерический хохот заметил, что говорит это без доли юмора.
Но реальных соперников обсуждали, конечно, больше, чем гипотетических. “Трудно сказать, чего ждать от Туниса. Иногда эта команда выглядит блестяще, иногда — не очень хорошо. Надеюсь, что ее лучшая игра не придется на 5 июня”. При этом Романцев выделил первую игру из числа прочих: “Тот, кто одержит победу в стартовом матче, уже на 50 процентов выходит из группы”.
О составе сборной России тренеры не говорили или почти не говорили. По словам Романцева, стартовый вариант он определит не раньше чем за два дня до матча, поскольку всякое еще может случиться. Более конкретно ответил он на вопрос о тактической схеме: “Многое будет зависеть от того, сможет ли играть Мостовой. Если сможет, будем придерживаться расстановки 4-5-1, если нет — 4-3-3”. Последней схемы мы, признаться, не поняли. Ведь ни Россия, ни “Спартак” с тремя форвардами, даже несколько оттянутыми, никогда не играли.
... Руслана Нигматуллина мы неожиданно для себя нашли человеком куда более уверенным, чем до отъезда в Италию. Удивительно вроде бы: здесь играл, там не играет, а говорит так, будто все наоборот: “Дискомфорта по поводу своего положения в “Вероне” и бед самой “Вероны” не испытываю. Все это в прошлом. Чувствую себя отменно и в Японию еду, чтобы играть!”
Тут самое время вспомнить и беседы с его коллегами по амплуа.
— Что-то не хочется мне сейчас говорить о чемпионате мира... — признался Александр Филимонов. — Вообще, как жизнь? Да нормально, вот дочке скоро два года будет. Бегает со спринтерской скоростью и с футбольным мячом не расстается. Я это понимаю так: готовится в женскую сборную России. К тому времени, когда она подрастет, надеюсь, наши девушки прилично заиграют на мировом уровне...
— А как ты себя чувствуешь в сборной? — спросили мы Станислава Черчесова.
— Прекрасно. Желания играть с возрастом стало еще больше... А вообще скажи: вратарь в 38 лет — не для Книги Гиннесса?..
— Яшин и Дзофф играли и в 40, поэтому давай решим так: отыграешь этот чемпионат, поедешь на следующий — вот тогда и будем говорить о рекорде.
— Возражений нет!
Почему наши футболисты не пошли на “Нотр-Дам”?
А накануне вылета в Японию у нашей футбольной сборной сорвался светский вечер. Команда собиралась облачиться в новую парадную форму, сшитую специально для чемпионата мира, и в полном составе посетить известный мюзикл “Нотр-Дам де Пари”. Но неожиданно поход в театр отменили. Оказалось, ребятам не успели привезти эту самую парадную форму. Так что идти им было просто не в чем. Не в спортивных же костюмах!..
Мы решили выяснить, в чем дело. В конце концов не хватало нашим игрокам только проблем с официальной одеждой накануне чемпионата мира! К счастью, все оказалось не так страшно. Представитель фирмы “Патрик Хелмен” Артур Бутман уверил, что все костюмы готовы, и к моменту вылета из “Внуково” они будут у своих хозяев. А на вопрос, что же все-таки случилось, пояснил: “Вы поймите, мы же не ширпотребом занимаемся. Для каждого футболиста шили вещи по индивидуальным лекалам. Просто с большинства игроков мерки сняли заранее, но остались четыре футболиста (не буду называть имена), которых обмерили позже. Им костюмы сшили аж за неделю! Качество от этого не пострадало, но доставили их из Италии в Москву, естественно, только вчера утром. Вот и вся проблема”.
Что же касается цвета и фасона светской формы, то Артур Бутман уверил нас, что российская сборная будет весьма достойно смотреться в темно-синих классических костюмах из ткани с экзотическим названием “Птичий глаз”.