Россия получила Вэником

Зато Билл превратился в Леопольда

  Обычно принято считать, что Москва — это источник головной боли для американских президентов. Но это не совсем так. Москва, как показывает история, одновременно и место отдохновения руководителей Соединенных Штатов. Так, например, Никсон, прилетев в Москву, хоть на какое-то время избавился от кошмара Уотергейта. Президент Клинтон, находясь в Москве, тоже получил небольшой отдых от Моникагейта.
     В этом смысле прибывший в четверг в нашу столицу нынешний президент Соединенных Штатов Джордж Буш — отнюдь не исключение. Покинув берега Америки, он оставил за океаном скандал, связанный с поведением спецслужб США перед 11 сентября...

     В Москву президент Буш прилетел из Берлина, где его встретила отнюдь не дружелюбная многотысячная демонстрация протеста. А вот что касается Москвы, то по сравнению с Европой пикетчиков было кот наплакал. По-видимому, Гитлер не так дожал своих левых в Германии, как Сталин — в России. К тому же протесты в Москве — это скорее всего лишь прыщик на носу. Конечно, неприятно, неэстетично, но жизни не угрожает.
     “Прыщик на носу” вскочил, к сожалению, и у Президента России Владимира Путина. Я имею в виду решение конгресса США не отменять злополучную поправку Джексона—Вэника, формальной причиной принятия которой стало ограничение на выезд евреев из СССР. Никаких разумных причин для сохранения этого анахронизма “холодной войны”, фиксирующего двойные таможенные сборы для нашего экспорта в Америку, конечно же, нет. Об этом могут сказать жители Израиля, почти половина которых — выходцы из бывшего Советского Союза. Но конгрессу, видимо, очень хочется по-прежнему держать Россию на крючке. Президент Путин, человек крайне вежливый, назвал это решение конгресса США “странным”. Я человек менее вежливый и могу назвать это решение просто возмутительным. Кому-то очень хочется, чтобы в бочке меда российско-американских отношений по-прежнему торчала ложка дегтя “холодной войны”...
     Сообщают, что сам президент Буш против поправки Джексона—Вэника, но в демократическом государстве против решений законодательного органа не попрешь. Тем не менее хочется вспомнить историю, которая произошла во время ялтинской встречи руководителей антигитлеровской коалиции. Сталин, представлявший Советский Союз, отказался принять английское предложение в отношении Польши (англичане не хотели, чтобы Польша вошла в сферу советского влияния). Он сказал Черчиллю, что лично ничего против его предложения не имеет, но, мол, Верховный Совет СССР никогда его не одобрит. Черчилль от такой наглости буквально взвился и, перейдя чуть ли не на истерический тон, закричал: “Господин Сталин, в вашей стране Верховный Совет — это вы один!..” Конечно, исторические параллели не всегда уместны, и президент Соединенных Штатов, несмотря на свою необъятную власть, конечно же, не обладает диктаторской властью “вождя народов”...
     Вчерашний московский день президента Соединенных Штатов начался с возложения венка у Могилы Неизвестного Солдата в Александровском саду. В Вашингтоне тоже есть могила неизвестного солдата на Арлингтонском национальном кладбище — вернее, даже не могила, а несколько могил: могила неизвестного солдата Первой мировой, Второй мировой, Корейской войны. Дальше у Соединенных Штатов возникли трудности. Здесь как-то язык не поворачивается сказать “к сожалению”. Дело в том, что последние достижения науки позволяют идентифицировать всех американских солдат, погибших на войне. Так что неизвестного солдата теперь просто физически нельзя похоронить. Если бы у нас так же внимательно относились к каждому нашему парню, павшему во имя свободы и безопасности Родины...
     Подробности о подписании российско-американских документов и о пресс-конференции президентов Путина и Буша вы можете прочесть в репортаже моего коллеги. А я здесь хочу поделиться лишь с некоторыми деталями этого исторического события. На столе, за которым проходило подписание, рядом с чернильными приборами стояли два пресс-папье — “промокашки”: одна для Путина, другая для Буша. Эти предметы канцелярского быта резко контрастировали с общей обстановкой блеска и гламура Андреевского зала. Но, с другой стороны, они напоминали о том, что любые заверения о дружбе и сотрудничестве должны быть оформлены и скреплены подписями. По моим наблюдениям, “промокашки” в дело не пошли. Оба президента расписались четко, без помарок.
     Так получилось, что главные спорные вопросы, о которых говорилось на пресс-конференции, были завязаны на имени президента Соединенных Штатов. Это, с одной стороны, пресловутые “ножки Буша”, и с другой — атомная электростанция Бушер, которую строит Иран при содействии российских технологий и экспертизы. Собственно говоря, главным камнем преткновения был скорее Иран, чем конкретные российско-американские противоречия. В английском языке ругательное слово называют “словом из четырех букв”. Такое же количество букв составляют слова, которые символизируют трудности в российско-американских отношениях, — Иран, Ирак, Куба, КНДР. Удивительное совпадение!
     Мы можем гордиться: наш президент, как и во время московской встречи с президентом Клинтоном, вновь взял верх над президентом США во время пресс-конференции. Джордж Буш явно “плыл”, когда отрывался от бумажки и отвечал на вопросы с мест. Вместо конкретики он заслонялся общими разговорами о дружбе с Россией и ее президентом. Короче, он действовал по формуле знаменитого кота Леопольда: “Ребята, давайте жить дружно!” А Президент России, хотя и предупреждал, что будет отвечать “в общем”, на конкретные вопросы репортеров отвечал даже конкретнее, чем этого требовали вопросы.
     Покончив с деловой частью и как бы подчеркивая ее значение в плане дальнейшего укрепления и российско-американских, и личных отношений с Президентом России, Джордж Буш сказал, что он едет трапезничать к президенту Путину в Новоогарево. Этот сегмент пребывания президента Буша в Москве как бы является ответом на гостеприимство, оказанное им Президенту России на своем ранчо Кроуфорд в Техасе. Но сравнение не совсем правомочно. Дело в том, что ранчо — частная собственность Буша, а Новоогарево не является частной собственностью Путина. Его было бы правильнее сравнить с Кемп-Дэвидом, загородной резиденцией американских глав государств. Как известно, Соединенные Штаты все еще не полностью признают за Россией статус страны с полнокровной частнособственнической экономикой. Надо думать, что если в ходе следующего московского саммита Путин—Буш наш президент пригласит американского на свое собственное ранчо, все сомнения в свободном характере нашей экономики отпадут.
    

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру