“Лужники” накрыли поляну

Футболисты перестанут топтать живую траву

Кажется, дождались. Крылатая фраза “матч состоится в любую погоду” совсем скоро получит новое звучание на главном стадионе Москвы и России — в “Лужниках”. Через неделю вместо газона, который последние лет двадцать не ругал только немой, появится трава, способная снести любые выкрутасы нашего климата.
Еще в начале 90-х весенние и осенние матчи нашего чемпионата уходили под крышу. Нередко матчами в манежах решалась судьба золотых медалей, однако затем Российский футбольный союз запретил подобную практику. Дескать, и травмоопасно, и не совсем соответствует международным стандартам. Когда же принялись играть на естественной траве ранней весной, это только добавило головной боли. Еще “спящий”, по сути, газон уничтожался игроками за один-два матча, и весь сезон отцы полей только и делали, что боролись с травяными залысинами. А если вдобавок матчи на арене проводились в плотном графике?
Пару-тройку лет назад в прессе появились слухи об изобретении долгожданной искусственной травы, на которой и играть не опасно, да и по всем свойствам она почти не отличается от настоящей. И вот 14 июня прошлого года ФИФА своей концепцией качества фактически допустила “газоны четвертого поколения” к большому футболу. Что же касается другой не менее авторитетной организации, Союза европейских футбольных ассоциаций (УЕФА), то его функционеры не торопятся легализовать заменитель. Президент Союза Леннарт Юханссон еще в январе, когда приезжал в Москву, сказал, что переход пройдет плавно и — самое главное — не раньше сезона 2004 года.
И тем более рискованным стало решение уложить новую супертраву в “Лужниках”. Работа там уже кипит вовсю: 6 июня, аккурат к репетиции открытия Международных юношеских игр стран СНГ, Балтии и регионов России, все должно быть готово. А сейчас поле не узнать: несколько слоев щебенки и гравия, который предстоит тщательно утрамбовать, кругом рулоны — именно в них скатан пока лужниковский чудо-газон.
— Это только со стороны кажется, что с такой травой все просто, — говорит Грегори Павлов, глава канадской фирмы, к чьей помощи и обратилось руководство стадиона, — раскатал рулоны по всей площади поля и играй себе на здоровье. На самом деле это целый слоеный пирог, чтобы приготовить его, нужно пройти несколько этапов.
Основание “пирога” — это трубы системы подогрева (что-то вроде наших домашних батарей, по которым, стоит нажать кнопку на пульте, побежит теплая вода, она и спасает поля от промерзания и раскисания), уложенные на песчаной подушке. Поверх — геотекстиль, абсолютно, со слов разработчиков, “прозрачный” для воды. Эта ткань призвана “дышать”, но вместе с тем не смешивать песок с гравием, из которого-то и состоят остальные слои. Нижний — крупные камни, средний — помельче, ну а тот, что непосредственно под газоном, — уже мелкая щебенка темно-серого цвета. Специальными машинами рабочие (пашут здесь 24 часа в сутки три смены) выравнивают каждый из слоев, пока тот не станет предельно ровным и твердым.
Когда же основа будет закончена, приступят к укладке. А это самое интересное. Рулон покрытия — это так называемая двухслойная черная “подложка”, в которую крепко-накрепко вшито покрытие. Общая высота нашей “травки” — 635 миллиметров, причем на три четверти этой высоты она будет заполнена грунтовым наполнителем. Вернее, грунтом эту комбинацию можно назвать с большой натяжкой: это смесь из специальной гранулированной резины и кварцевого песка. Эта резина по свойствам даже лучше грунта.
— Хотите немного “травы” на память? — спрашивает Грегори. И, получив положительный ответ, не без труда выдирает пучок.
— А футболисты своими ногами ее всю не повыдергивают?
— Это исключено. Что можно еще как-то сделать руками, ногами в бутсах — невозможно.
Разглядываю пучок: он светло-зеленый, несколько напоминает кусок сетки для овощей. Только намного крепче. Это хитроумная смесь из полипропилена и полиэтилена. Окрасить ее можно в любой цвет.
— У нас болельщики нередко проносят на стадионы петарды, которые запускают прямо на поле. Что если прямой огонь попадет на покрытие?
— Мы уже проводили испытание с огнем и доказали, что наша “трава” не горит. Только оплавляется, причем не сразу.
Самая главная хитрость канадской “травы” — это состав, которым ее обрабатывают. Он держится в строжайшей тайне и, собственно, придает газону статус четвертого поколения. Состав уменьшает трение и спасает игрока от травм и ожогов.
— Был случай, — улыбается Грегори, — на внеочередном конгрессе ФИФА в Лос-Анджелесе мы установили прямо в здании, где все проходило, мини-поле 20 на 20 метров с воротами и молодым вратарем. Так вот, вратарь этот был одет в одни только бутсы и трусы — и каждый желающий мог пробить голкиперу пенальти, а потом подойти осмотреть и даже потрогать его. Вратарь падал, парируя мячи, и чудо — ни единого красного пятна на практически незащищенном теле!
Лужниковское поле будет состоять из рулонов разных оттенков — полосатость, которая на естественных газонах достигается путем различной “прически” поля. Кстати, и разметку поля хотели сделать специальную — из белой травы, да вот только она уж слишком контрастировала бы с зеленым газоном. Так что решили по старинке рисовать линии краской...
Весит это все хозяйство — страшно подумать — 23 тонны только трава, и 350 тонн наполнителя. Говорят, перевозка груза из Америки сюда смахивала на военную операцию: самолетами столько груза никогда еще не возили, все больше морским путем. Но Москва, как известно, назначила конкретные сроки — и авиация не подвела.
Приблизительная стоимость этого газона вместе с оборудованием составила 600—700 тысяч долларов. Но это — супергазон, соответствующий пятизвездному (самому высокому по условной шкале) статусу Большой спортивной арены. А еще здесь будет 8 искусственных тренировочных полей.
...Так что же, получается, рискуют гендиректор “Лужников” Владимир Алешин и московские власти, пытаясь раньше времени перейти на ненастоящую травку? И да и нет. На проведение матчей чемпионата страны уже получено добро РФС и ФИФА, но вместе с тем не исключено, что УЕФА не разрешит 86-тысячнику принимать матчи европейских футбольных кубков, в том числе Лиги чемпионов этой осенью. С другой стороны, Алешин является членом комитета по стадионам в УЕФА. “Проблема полей существует не только у нас, — говорит он, — где-то слишком холодно, где-то, наоборот, засуха. И вопрос полей решается сейчас в Европе в первую очередь...”
Получается, от европейских футбольных властей сейчас зависит многое, если не все. Если УЕФА согласится, то матчи чемпионатов мира и Европы на полиэтиленовых газонах уже через 4—5 лет могут стать реальностью, а душистая живая трава останется только в парках и на страницах футбольных энциклопедий...

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру