ПРОЩАНИЕ С ХАРИЗМОИ

  Согласно народно-сталинской мудрости, сын за отца не отвечает. Хотя при этом брат якобы всегда отвечает за брата. Может, этой максимой и руководствовался Алексей Лебедь — нынешний руководитель Хакасии, — по сути, дав согласие баллотироваться в губернаторы Красноярска. “По сути” — потому, что он нигде не опроверг сообщение, что он пойдет кандидатом от движения погибшего брата “Честь и Родина”. Но еще более вероятно, что окончательное решение Лебедя-младшего будет зависеть от того, захочет ли главный “бизнесмен Хакасии” Олег Дерипаска выставить “своего” кандидата на пост губернатора в огромном Красноярском крае, частью которого когда-то была Хакасия.
     Трагическая гибель генерала Лебедя даже больше, чем уход Ельцина, обозначила смену эпох в России. Существует такая полумистическая теория, согласно которой люди, наиболее ярко выразившие какое-либо время, не могут его надолго пережить. Наполеон без наполеоновских войн — смешон. Юрия Гагарина, поменявшего хрущевский подъем на брежневский застой, — просто невозможно представить.
     Генерал Лебедь, без сомнения, был символом первой половины 90-х годов, когда все моментально менялось. Карьеры строились в течение нескольких недель. Когда можно было попасть в случай или выпасть из него благодаря разовой смелости. Александр Иванович, непосредственно принявший участие и в событиях, связанных с развалом Союза, и в путче 91-го, и во множестве других, — был своего рода образцом. Когда наступал момент выбора, он всегда поступал против тех правил, которые выдвигала система. В эпоху революций именно такие люди играют главную роль. После революции они неизбежно проигрывают. Лучший пример — Троцкий.
     В последнее время казалось, что Лебедь вышел из круга. Но, видимо, жизнь в России успокаивается всерьез и надолго. И в компоте новой действительности такому перченому персонажу, как Александр Иванович, было бы находиться и неуместно, и унизительно. Его гибель в практическом, политическом плане обозначила и то, что звездные часы харизматических лидеров остались позади. Скромные управленцы-менеджеры приходят на смену “горланов-главарей” не только на федеральном, но и на региональном уровне. А это автоматически означает и то, что личный ресурс кандидатов уже не играет того принципиального значения, как раньше. Наступило время бухгалтерского подсчета всех объективных ресурсов.
     Сейчас в любом регионе ключевыми являются следующие возможности: поддержка прессы, административный ресурс, расположение крупных местных бизнесменов. В разных областях конфигурация значимости той или иной составляющей может быть разная. Например, на выборах в Липецкой области подтвердил свои полномочия губернатор Королев. И главный олигарх области, владелец Новолипецкого металлургического комбината Лисин ничего не мог ему противопоставить, потому что согласиться с кандидатурой Королева ему настоятельно рекомендовали в Москве. В якутском случае, когда позиция Москвы распалась на взаимоисключающие интересы разных группировок, решающим фактором стала возможность бывшего руководства республики контролировать ситуацию. В итоге центр, жестко заблокировав Михаила Николаева, был вынужден учитывать его мнение при определении преемника.
     В супербогатой Иркутской области экономическая ситуация чрезвычайно тяжелая, уровень жизни — низкий. Совершенно очевидно, что губернатор Борис Говорин — слабый руководитель области. Но за ним стоит клан Дерипаски, и благодаря этому иркутский глава успешно остался на своем посту. А в том же Красноярском крае еще при жизни Лебедя его блок потерпел сокрушительное поражение на выборах в местное заксобрание. Решать социальные проблемы без помощи крупного бизнеса почти невозможно.
     И поэтому главной проблемой и для красноярских “менеджеров”, идущих на смену Лебедю, и для “менеджеров” из любого другого региона является необходимость так выстроить отношения и с федеральным центром, и с местными магнатами, чтобы иметь их поддержку. Но в то же время не отдавать область, край, район на “дойку”, как это случилось в Иркутске. Задача сама по себе очень сложная. Лебедь, в свое время избравшийся при поддержке Быкова, не позволил Анатолию Петровичу стать главной фигурой края. На что требовалось немалое мужество. Но и договориться о нормальном сотрудничестве с другими игроками ему тоже не удалось. Темперамент мешал. Теперь любому, кто придет на смену Александру Ивановичу, наверняка придется сделать то, что не сумел сделать Лебедь. То есть договориться либо с Потаниным и Хлопониным, которые контролируют “Норникель”, либо с Дерипаской, который стал владельцем Красноярского алюминиевого завода.
     От того, насколько новое поколение губернаторов научится находить баланс интересов территории и бизнеса, от того, насколько центральная власть начнет им помогать в этом (а не отстаивать интересы того или иного клана, как это часто бывает сейчас), зависит судьба всех “тихих менеджеров”. Включая Путина. Если решить проблему не удастся, то деньги из регионов будут выкачиваться, их инфраструктура будет хиреть, и тогда время новых харизматических лидеров наступит раньше, чем можно ожидать.
    

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру