Но если большинство людей, вволю наигравшись в “войнушку” в детстве, с возрастом бросают это занятие, то владельцы пейнтклубов — счастливое исключение. Они играть продолжают всю жизнь! Только вместо полой трубки у них в руках — современный маркер, а вместо рябины — шарики с краской. Представляете, а ведь за это растянутое детство им еще и деньги платят...
Это сейчас в шарики на основе желатина добавляют растворимый и легко смываемый красящий пигмент, а тогда игроки стреляли друг в друга тем же, чем и в коров, — масляной краской, так что после каждой игры форму приходилось или выбрасывать, или отмачивать в скипидаре. Да и синяки оставались на теле нешуточные, пока маркер не довели до совершенства. Тем не менее по прошествии всего двадцати лет в США почти 8 млн. людей увлекаются пейнтболом, а число клубов перевалило за тысячу.
Пожалуй, более актуальную игру в России начала 90-х сложно было представить. Времена были агрессивные, кровавые, крупный бизнес только зарождался, вовсю шел передел собственности, стреляли все и всех, по поводу и без, и далеко не краской. Некоторые наши бизнесмены, побывав в Штатах, заразились новой игрой, и для развлечения для себя привезли маркеры и коробки с шарами “на пробу”. О коммерческой стороне дела тогда никто и не думал. Правда, до тех пор, пока не пошла череда кризисов и торговля не перестала приносить прежнюю выгоду. У многих тогдашний бизнес дал трещину, и осталось лишь хобби — им был пейнтбол. Как оказалось позже, дело весьма выгодное и доходное. Первая коммерческая игра прошла в России в 1992 году.
Сейчас в Москве и области работают около двадцати пейнтбольных клубов. По всей России клубов около сотни — смешная цифра для огромной страны. По мнению Юрия Цыганкова, совладельца клуба “Paintland”, сегодня потенциал рынка пейнтбола используется не более чем на 5%.
— Что интересно, пейнтбол стал популярным лишь в странах с имперскими амбициями, в прошлом принимавших участие в каких-то крупных военных конфликтах, — рассказывает Цыганков, — а вот в нейтральных и миролюбивых странах, жители которых не нюхали пороху, к примеру, в Швейцарии, пейнтбол совсем непопулярен. Поэтому, я надеюсь, у России еще все впереди — уж войн в нашей истории было побольше, чем у тех же американцев.
Цыганков в свой клуб в начале 90-х вложил около 30 тыс. долл., не такие уж большие деньги по тем временам, когда за считанные дни делались состояния.
— До этого я занимался оптовой торговлей, как и большинство тогдашних бизнесменов, но тут один наш знакомый англичанин привез комплект помповых маркеров, пригласил друзей, поиграли, и я заразился этим. Можно сказать, в пейнтболе продолжилось детство плюс экстрим, но уже по-взрослому, — рассказывает Юрий, — и когда основной торговый бизнес “не пошел”, остался пейнтбол. Правда, он начал становиться более-менее бизнесом, приносящим стабильный доход, всего лишь пару лет назад, во многом благодаря Голливуду и фильмам типа “Смертельного оружия”.
Что интересно, Сергею Литвякову, владельцу клуба “Бородино”, в первой половине 90-х годов 20 комплектов оборудования и игровая площадка под Мытищами обошлись в 20 тыс. долл.
— Начать можно и с 10 комплектов, а это обойдется дешевле 3 тыс. долл., — утверждает Николай Соболев, главный редактор журнала “Пейнтбол”. — Правда, многие начинающие думали, что этого достаточно для успешного бизнеса, и разорялись. На самом деле главные затраты — это продвижение на рынок.
Но у небольшого клуба будут такие же небольшие доходы, ведь чем больше игроков — тем выше прибыль. К примеру, у каждого из пяти ведущих московских клубов имеется от 50 до 100 комплектов, что позволяет им устраивать всевозможные масштабные игры (к примеру, в ежегодных “Больших маневрах” принимают участие и по 150 человек, а запись начинается за пару месяцев). Но основной доход для большинства клубов обеспечивают корпоративные мероприятия. По словам Юрия Цыганкова, до 70% дохода обеспечивает именно организация игр и досуга для сотрудников различных компаний, и сейчас трудно даже назвать представительство крупной западной фирмы с мировым именем, в которой сотрудники не играли бы в пейнтбол. Увлекаются пейнтболом и во многих российских фирмах. К примеру, Пробизнесбанк не только содержит свою команду, но и имеет собственные площадки, а все из-за страсти своего президента к пейнтболу.
Только представьте — все в одинаковой камуфляжной форме, в масках, кто есть кто — непонятно, где подчиненные, где начальник. И вот шеф, третирующий вас на работе, прямо перед вами, в прицеле, и вы неслышно, за блиндажами из шин, подкрадываетесь к нему и выпускаете в его толстую задницу весь магазин. Будьте уверены — в течение пары дней он даже сидеть не сможет. Это тихие японцы предпочитают установить дома грушу в форме бюста своего шефа и отрываться на ней; на настоящем поле битвы есть возможность сделать это “вживую”. Отрываться так отрываться. К тому же любые экстремальные ситуации позволяют сплотить до того разрозненный коллектив индивидуалистов в настоящую команду.
Нередко услугами клубов пользуются частные охранные агентства, а в клуб “Бородино” под Мытищами приезжают тренироваться сотрудники личной охраны Ким Чен Ира из Северной Кореи.
Прибыльность пейнтбольного клуба подсчитать достаточно просто. Сейчас в Москве стоимость игрового дня составляет 20—40 долл. (игровой день длится практически все светлое время суток и включает в себя несколько игр, каждая продолжительностью 20—30 мин.). Таким образом, если у вас играют 10 человек, вы заработаете 200—400 долл., а если 100 — то уже 2—4 тыс. долл. Умножьте на количество дней в месяце, получится весьма приличная цифра. Хотя, конечно, основной наплыв посетителей приходится на выходные — в будни играют в несколько раз меньше. Зимой тоже не так много любителей мерзнуть, но весенне-летние месяцы с лихвой окупают все вложения. К примеру, Цыганков утверждает, что ежемесячно услугами “Paintland” пользуются от 1 до 1,5 тыс. человек. Вот и считайте.
— Я знаю примеры, когда все вложения в клуб удавалось “отбить” буквально за пару теплых летних месяцев, причем даже сейчас, когда миновали времена сверхприбылей, при правильной организации дела и хорошей рекламе это вполне возможно, — продолжает Юрий, — а при достаточно больших вложениях на отдачу потребуется год.
Помимо клуба деньги будет приносить магазинчик по торговле шарами (в среднем оптовая цена коробки с 2 тыс. шаров — 50—60 долл., розничная — 100 долл.), снаряжением, сувенирами, литературой, видеофильмами и оборудованием для настоящих фанатов. По словам Николая Соболева, из каждых десяти вновь пришедших игроков семь возвращаются снова, а три — становятся постоянными клиентами клуба. К примеру, если сейчас прокатный маркер можно найти и дешевле 250 долл., то стоимость “навороченных пушек” с электронным управлением и дисплеями, показывающими все — от температуры воздуха до количества зарядов и скорости выстрела, — начинается от 2 тыс. долл. Помимо этого на поле перед сражением многие покупают гранаты (5 долл.), которые, разрываясь, окрашивают вокруг себя все живое и неживое в радиусе пяти метров, и даже самодельные гранатометы (100 долл.).
Но сам по себе маркер — лишь кусок легкого металла, и его пневматика не будет работать без газового баллончика. Баллон с углекислым газом CO2 стоит 100 долл. Для игр в зимнее время, когда углекислота не работает, а просто замерзает, применяется сжатый воздух. За компрессор для заполнения баллонов воздухом придется заплатить еще 3 тыс. долл., а за один баллон, выдерживающий давление до 200—300 атмосфер, — 300 долл. Шары также различаются по цене и качеству. Низкокачественные имеют небольшой срок хранения (со временем они “дубеют”, кода испаряется пластификатор), слабо держат форму и плохо работают при низких температурах. Сейчас в мире существует всего восемь компаний-производителей шариков с краской, и более половины выпускает американская ZAP.
— Иногда обустройство игрового поля обходилось нам лишь в цену бензина для электропилы, — рассказывает Николай Соболев. — К примеру, у лесничества есть план санитарной вырубки, а денег нет, и мы им предлагаем все ненужные старые и больные деревья срубить своими силами, а после строим срубы из этих же бревен, остроги и укрепления — площадка готова.
Но постоянным клиентам со временем уже недостаточно просто пострелять в лесу, и даже одни и те же укрепления приедаются и надоедают — ведь уже практически заранее известно, где будет прятаться твой враг или из какого блиндажа по тебе откроют шквальный огонь. Дальше всех пошли в клубе “Top Gun”, рискнув на трех своих полях построить рыцарский замок, деревню в стиле вестерн, а сейчас еще создают настоящую линию обороны с окопами и “ежами”.
— Каждые три месяца необходимо хоть немного обновлять весь антураж, как это делаем мы, постоянно придумывать что-то новое, — советует Денис Кравцов, — иначе постоянные клиенты перейдут играть к конкурентам.
Но даже “Top Gun” далеко до американцев.
— “Продвинутый” американский клуб — это автостоянка, вокруг которой разбросано до десятка полей с различным антуражем, — рассказывает Михаил Куликов, вице-президент “Федерации спортивного пейнтбола России”. — Мы были в одном пейнтклубе под Чикаго — там одно поле оформлено под “Армагеддон” и выглядит как настоящий город после ядерного взрыва, другое — как декорации к “рядовому Райану”, третье — под вестерн. Причем всеми декорациями занимались специалисты из Голливуда, а всего в свой клуб владельцы вложили более 5 млн. долл. Нам приходится о таком только мечтать. Главная причина — отсутствие собственности на землю. И даже если ты что-то интересное построишь, вложишь кучу денег, то всегда есть вероятность того, что тебя в один момент попросят ее освободить.
Этого же мнения придерживается и Николай Соболев:
— Надо делать такую площадку, чтобы ее можно было легко перевезти в другое место, к примеру устанавливать надувные укрытия. Для небольшого поля подобный комплект вместе с компрессором можно приобрести за 3 тыс. долл., и достаточно найти питание в 220 В, как буквально в чистом поле всего за полчаса можно создать сказочный антураж, блиндажи, горки и пр. Для стационарного клуба можно привезти со свалок старые покрышки, ржавые остовы автомобилей.
Но при умении можно получить участок земли под игровую площадку даже бесплатно.
— Можно договориться с каким-нибудь пансионатом — ведь это вполне выгодный для всех симбиоз, — делится секретами бизнеса Куликов. — Мы ему поставляем новых клиентов, которые нередко остаются играть на несколько дней, едят, пьют, пользуются другими благами цивилизации, а они нам — участок и всю инфраструктуру. Хорошо всем.
Если же выезжать на природу, “в леса”, главное — договориться с лесником, который обходит свою территорию уже с настоящей, а не игрушечной “пушкой”, в магазине которого не шарики с краской, а свинцовая дробь. Представляете, что он подумает, когда приметит людей в камуфляжной форме, бегающих по лесу друг за другом с оружием и дикими криками?
Хорошую площадку найти действительно непросто, и она должна быть, по словам Сергея Литвякова, не далее 20 км от Москвы — иначе клиенты не поедут. Сейчас Литвяков собирается расширять свой клуб, ищет новую территорию, но пока его поиски успехом не увенчались.
— Дело в том, что шарик должен как сохранять свою круглую форму долгое время, так и сразу разбиваться о любое твердое препятствие, — рассказывает Соболев. — Я сейчас, может быть, скажу крамольную мысль, но идеального шара еще просто не существует. У каждого свои недостатки. Какой-то недостаточно долго держит форму, у других — недостаточный срок хранения, а третьи разрываются прямо в дуле.
Сейчас производством пейнтбольных шаров занимаются в основном фармацевтические компании, производящие пилюли и капсулы: технологии очень похожи, только нужна еще большая точность, а также немалые инвестиции. В СНГ шары для пейнтбола начало делать одно совместное с американцами предприятие в Минске, вложившее в линию более 0,5 млн. долл., правда, многие клубы жалуются на качество и недолговечность их продукции.
С российскими маркерами дело обстоит еще сложнее. В России предпринимались две попытки наладить собственное производство маркеров, но ни одна из них не увенчалась успехом.
— Главная ошибка в первой попытке заключалась в том, — объясняет Михаил Куликов, — что для копирования взяли устаревшую американскую модель, не посоветовавшись в профессиональными игроками. Маркер получился на редкость тяжелым и неудобным, и дальше опытного образца дело не пошло.
— В американских клубах работают целые команды сценаристов, — утверждает Денис Кравцов, управляющий директор клуба “Top Gun”, — у нас же с качественными и оригинальными сценариями бывают проблемы. Все повторяется, а это со временем постоянным клиентам надоедает. Человек так устроен, что хочет пробовать все новое.
Самые популярные сценарии — это когда две команды сражаются за флаг, находящийся в центре игрового поля на нейтральной территории, который необходимо забросить на базу противника; зачистка — захват строения, отстрел всех в обороне и освобождение заложников; гончие и лисы — первая группа игроков (меньшая по численности) уходит “в поле”, а вторая, давая ей некоторую фору, начинает ее преследование, по ходу гонки стараясь подстрелить всех врагов; два флага — у каждой команды на базе имеется флаг, который противники стараются захватить и доставить на свою базу; стенка на стенку — при этом две команды стартуют со своих баз, цель — поразить всех; топ ган — все игроки стартуют с центра поля или с разных углов по сигналу, а победителем становится последний уцелевший, на котором нет ни капли краски.
— Девушки любят пострелять не меньше, чем мужики, — рассказывает Цыганков, — но, правда, у них нередко “сносит башню”, и поэтому опытные командиры нередко выпускают их вперед наводить шорох и ужас на противника. Противник их, конечно, расстреливает, а дальше в бой идут мужчины, которые более разумны, тактичны и мыслят стратегически.
Один раз в “Action Paintball Games” позвонили даже из Московского зоопарка и пригласили загнать в клетку разбушевавшегося гиббона. Для него оказалось достаточно одного прицельного выстрела по заднице.
— Именно по причине безопасности на каждые пять игроков должен приходиться как минимум один судья, полностью контролирующий ситуацию, — утверждает Николай Соболев, — а огораживать площадку хотя бы с одного края обязательно должна защитная сетка с мелкой ячейкой, где игроки могли бы передохнуть между играми, покурить, а также там могут находиться зрители. Стоит она недорого — 2—3 долл. за погонный метр. Если игры происходят в лесу, территорию желательно обозначить веревкой с красными флажками, которая используется для загона волков. Мало ли какой грибник забредет.
Но самое главное правило — это ни при каких обстоятельствах не снимать защитную маску. Пока в России был всего один случай, когда некий “собровец” из Питера, возомнивший себя на тренировке Рэмбо, снял маску и остался без глаза. По мнению всех владельцев клубов, именно бойцы различных спецслужб ведут себя на площадке очень безответственно: как же, они прошли все “горячие” точки, под пулями лежали, а тут какие-то шарики с краской. Кстати, именно по этой причине из людей, казалось бы, тесно связанных с оружием, далеко не всегда получаются хорошие игроки. Известен случай, когда решившую попробовать свои силы в пейнтболе одну московскую преступную группировку, накупившую кучу навороченных маркеров, перестреляла группа студентов. Братки привыкли у себя на разборках к настоящим пушкам, и на игровом поле их просто страх охватил от такого количества “стволов”.
— Именно по причине безопасности выпускают шарики любых цветов, кроме красного, — рассказывает Соболев, — чтобы, если, не дай бог, что-то случится, краска не запутала — где она, а где кровь.
Перед выходом на площадку необходимо проводить тщательный инструктаж с каждым игроком, а потом он должен подписать договор, что “в случае несоблюдения правил клуб никакой ответственности за безответственность игрока и его здоровье не несет”. Так оно спокойнее.
— Только что я вернулся из Германии, — рассказывает Юрий Цыганков, — где наша команда “Рыжие лисы” на соревнованиях заняла 16-е место, а “Русские легионы” — 3-е, что совсем неплохо. Недавно мы помогли открыть клуб в Монголии, а сейчас едем в Болгарию. Я уверен: если бы наши ребята перед отправкой в Чечню проходили подготовку на пейнтболе, жертв было бы намного меньше. Как поступали американцы, натаскивая своих перед “Бурей в пустыне”.
Недавно пейнтбол как спорт зарегистрирован в РОСТО (бывшей ДОСААФ) под номером 26 (как технический вид спорта), создана Федерация спортивного пейнтбола России, а телеканал “Евроспорт” уже вовсю транслирует пейнтбольные сражения. Есть надежда, что когда-нибудь он станет олимпийским видом спорта, а пока этого не случилось, вам остается только закупить маркеры и открыть свой клуб — “отбить” вложения можно будет уже через несколько месяцев. Согласитесь, сейчас осталось не так много видов бизнеса с таким быстрым сроком окупаемости. Да и играть на работе в игры — других за это увольняют, а вам платят. Не это ли есть счастье?..