ПРОВЕРКА НА ГРАНИ ВЕЧНОСТИ
То ли дело в мнимой несерьезности подобных составов в силу независимого статуса как самих групп, так и их фирм грамзаписи, то ли вечные упреки в просчитанности и сделанности музыки тому виной. Как бы то ни было, а весьма популярному стилю не хватало некоего, как модно выражаться, “момента истины”. А что является таким “моментом” в рок-музыке? Ясное дело, концертный альбом, представляющий типичный для стиля коллектив во всей его “живой” мощи и красе!
Видится неслучайным, что именно “Symphony X” выпала честь стать первопроходцами на пути борьбы с недальновидной критикой. Всю свою 8-летнюю карьеру квинтет постоянно был объектом изрядной иронии, а то и насмешек — прежде всего за то, что с самого момента своего возникновения группа была, как говорится, “большой в Японии”, да и музыкальный материал “Симфонии” постоянно вызывал претензии в адрес своей мнимой придуманности. Однако “Live On The Edge Of Forever”, записанный во время двух европейских турне группы в октябре 2000-го и июне 2001-го в поддержку своего последнего студийного альбома “V — The New Mythology Suite” (2000), рассеивает все возможные сомнения: и при невеликом концертном опыте “Symphony X” наилучшим из возможных способов справляется с ролью гибкого концертного состава. Даже учитывая, что семь с половиной номеров первого CD-двойника — это большая часть материала вышеупомянутого “V...”, сыгранная нон-стоп, непотребным занудством, характерным для иных рок-концептуалистов, от этой программы и не пахнет. Причина проста — лидер группы, гитарист-виртуоз Майкл Ромео, и его парни строго следует заветам своих рок-учителей из 70-х и 80-х, выдвигая вперед в концертном миксе неутомимую и изобретательную гитару и по-умному агрессивный вокал Рассела Аллена.
Результат — состоявшаяся американская месть Ингви Мальмстину на отдельно взятом CD, причем наибольшие изменения в плане мощнейшего доминирования гитарного звучания приобрели здесь вполне предсказуемым образом пьесы “Smoke And Mirrors”, “Sea Of Lies” и, что совершенно удивительно, “Evolution (The Grand Design)”. Так что про настоящие и мнимые влияния “Queen” теперь можно и позабыть... Однако нельзя упрекнуть музыкантов в намеренном угнетении и подавлении клавишных аранжировок — уж если в студийном оригинале доминировали псевдоаналоговые инструменты Майкла Пинеллы, то и на концерте их будут задействовать по полной, как то произошло в канзасоподобном 14-минутном эпике “Through The Looking Glass”. Так что два Майкла и их коллеги отлично понимают, что студийная запись — это одно, а концертное выступление и его перенос на звуковые дорожки CD — несколько другое.
А меломан, сетующий на то, что якобы хороших групп уж не осталось более, может изменить свою точку зрения на диаметрально противоположную после первого же прослушивания этой работы, и, глядишь, все студийные альбомы “SX” приобрести. Сами же нью-джерсийцы теперь могут спокойно гордиться собственным концертным альбомом и полагать его настоящим произведением рок-искусства (каковым он, конечно же, и является) — в противном случае зачем нужно было бы помещать собственные изображения на обложке буклета в псевдокартинные рамы? Эксперту же можно и погрустить: если такие концертные CD записывают американские составы, играющие хорошо если 15 концертов в год, то не отстала ли местная рок-сцена от собственных учителей навсегда?