Острые углы квадратного метра

Владимир РЕСИН ответил на жилищные вопросы москвичей

  — Мне бы с Ресиным поговорить... — робко попросил позвонивший на прямую линию в “МК” молодой человек. И, услышав в ответ “я слушаю”, буквально оглушил всех: — Вот это да! А я думал, не смогу дозвониться, что сначала придется говорить с секретарем...
     ...Никаких секретарей! Целый час первый заместитель мэра в правительстве Москвы, руководитель столичного Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции Владимир РЕСИН лично поднимал трубку телефона и внимательно выслушивал все, что говорили ему москвичи.
     А москвичи жаловались, спрашивали, просили квартиры или “взять дом под контроль”... Беседа получилась приватной, но в то же время очень интересной для многих. Успел Владимир Иосифович ответить и на несколько наших вопросов.
     Все самое важное, о чем говорили Ресин и москвичи, мы вынесли в газетный вариант прямой линии.

Будут ли расти цены на жилье?

     — Илья, студент. Читал, что земля под строительство жилья в Москве заканчивается. Не вызовет ли это подорожания на столичном рынке недвижимости?
     — Действительно, свободных территорий, пригодных для застройки в Москве, становится все меньше и меньше. Специалисты посчитали: на тех, что остались, можно построить около 10 миллионов квадратных метров жилья. Но есть ведь пятиэтажки, промзоны... На их месте можно возвести еще около 70 млн. кв. м. К тому же остается несколько десятков свалок и других неугодий, которые можно рекультивировать. Так что мы будем держать нынешние темпы строительства — от 4,2 до 5 млн. кв. м жилья в год. В общем, пока ничто не предвещает резкого скачка цен.
    
     Корреспондент “МК”:
     — Владимир Иосифович, а я слышала другие прогнозы. Дескать, цены на жилье понизятся, потому что люди сейчас свои квартиры не продают — выжидают удобный момент. Когда такой момент наступит, произойдет “массовый выброс жилья на рынок” и цены упадут. Может такое случиться?

     — Я по-другому анализирую обстановку с жильем в Москве. И думаю, уровень спроса на жилье будет очень высоким долгие и долгие годы. Вот почему. Москва обеспечена жильем из расчета 23 кв. м на одного жителя (не путать с социальной нормой предоставления жилья — она по-прежнему составляет 18 кв. м общей площади на человека. — Е.П.). А это в 2—3 раза меньше, чем в Европе и Америке. Но больше, чем по России в целом. В этих 23 метрах “сидят” коммунальные квартиры, пятиэтажки и ветхие дома, которые надо сносить или реконструировать. Это лучшее доказательство тому, что на должном уровне жильем москвичи еще не обеспечены. При этом запросы людей растут — дети уже не хотят жить в коммуналках и хрущобах, в которых жили их деды и родители. И это нормально.
     В Москве всегда голод на жилье. Квартиры раскупаются “на корню”. И не надо говорить, что их покупают только приезжие. Мы проверяли: подавляющее большинство покупателей — именно москвичи.
    
     — Екатерина из Ногинска беспокоит. Могу ли я купить квартиру в Москве с помощью ипотеки и какие меня при этом ждут плюсы и минусы?
     — Можете. В Москве есть целый ряд банков, которые занимаются ипотечным кредитованием, — вы можете туда обратиться. Правда, надо помнить, что банк выдает ипотечный кредит только под построенное жилье, поэтому квартира обойдется вам несколько дороже, чем в том случае, если бы вы купили ее в начале строительства. Да и условия кредитования у банков достаточно жесткие. Есть даже определенные ограничения по возрасту...
     Несколько мягче, на мой взгляд, условия предоставления кредитов в Строительной сберегательной кассе, коммандитных товариществах при ДСК-1 и СУ-155. К тому же они выдают кредит при покупке квартиры на стадии строительства.
    
     — Олег из Москвы. Имеет ли смысл покупать квартиру в сталинском доме?
     — Лет 40—50 назад они были пределом мечтаний любого москвича. Сейчас, на мой взгляд, они несколько устарели — и морально, и физически. Так что обязательно поинтересуйтесь, когда в том доме, где вы хотите купить квартиру, был капитальный ремонт. Меняли ли трубы, проводку... Лифты — наверняка не меняли (сталинских домов с новыми лифтами очень мало). Новые жилые комплексы более современны и комфортны.
    
     — Русакова Светлана. Хочу купить квартиру. В какое агентство лучше обратиться?
     — На Фрунзенской набережной уже два месяца работает постоянно действующая выставка-ярмарка “Столичная недвижимость”. Там работают около 30 фирм. Это крупнейшие инвесторы, застройщики и риэлторы Москвы. Там собрана полная информация обо всех строящихся в Москве жилых домах, о работающих на рынке инвесторах, строителях и риэлторах. Достаточно легко выбрать квартиру, и можно купить ее прямо у продавца. А можно просто проконсультироваться по вопросам надежности сделок с недвижимостью у юристов и представителей городской администрации.

Ресин хочет в Тамбов

     — Алексеев Виталий, риэлтор. Власти города собирались запретить оптовую продажу жилья, чтобы ограничить влияние посредников. В частности в Куркине. Что уже сделано?
     — Да, и мэр города, и правительство Москвы очень озабочены тем, чтобы не допустить роста стоимости возводимого в столице жилья. Принимаем все меры по сдерживанию себестоимости строительства, иногда даже в ущерб строителям. Но, к сожалению, москвичи, покупающие квартиры, этого почти не ощущают. Почему? Потому что строители (там, где они выступают инвесторами) продают построенные квартиры оптом. Квартиры в Куркине они продавали оптом за 450—500 долларов кв. м. А перепродавали их на вторичном рынке уже за 950 долларов за кв. м. Очевидно: разницу между этими ценами кто-то кладет к себе в карман. Но, думаю, скоро мы эту практику остановим. Запретим продавать квартиры оптом в домах, где город выступает инвестором, и обеспечим строителей недорогими кредитами. А вот ограничивать в правах коммерческих инвесторов мы не имеем права.
    
     Корреспондент “МК”:
     — Сколько сегодня стоит самый дешевый квадратный метр и во сколько (по минимуму) он обходится строителям?

     — От 640 долларов в Южном Бутове, но можно найти и дешевле. Дороже всего жилье стоит в центре Москвы: в районе Остоженки, Арбата, Чистых Прудов... Стоимость квадратного метра доходит там до 4 тысяч долларов и выше.
     — Но это рыночные цены. А какова себестоимость?
     — Себестоимость самого дома, то есть “коробки” без отделки, но с коммуникациями, в самой экономичной серии П-3М — от 300 долларов. Из них около 50 долларов составляет стоимость коммуникаций. Но это только часть цены. Сюда надо включить инвестиционную себестоимость — стоимость тех квартир, которую инвестор передает городу по условиям контракта, и проценты за банковский кредит. В результате реальная себестоимость самого “дешевого” строительства обходится инвестору в 400—450 долларов метр, а иногда и выше.
    
     — Елена из Москвы. Почему строители предпочитают строить типовое жилье не в центре Москвы или обжитых районах, а за МКАД?
     — В исторической части города уже давно не строятся панельные дома типовых серий: они могут испортить облик центра. Массовая застройка ведется сейчас в Марьинском парке, Южном и Северном Бутове, других районах. В ближайшие годы будут осваиваться Щербинка, Новоподрезково и Кожухово. Другая причина: сегодня в строительстве работают около 900 тысяч человек (когда я в советское время возглавлял Мосстройкомитет, в нем работали 500 тысяч). За эти годы мы выросли в два раза, и нам надо думать о том, что будет, если объемы строительства стабилизируются на уровне 4,2—5 млн. кв. м в год, и что делать, чтобы их не снижать. Поэтому Юрий Михайлович Лужков поставил перед нами задачу: начать строительство в регионах. В первую очередь это Центральный федеральный округ (задел этого года рассчитан на два миллиона кв. м жилья). Мы уже вошли в такие города, как Тамбов, Ярославль, Ярославская область, Калининград, Курск и даже в Сочи. В Тамбове уже сдан первый дом. Мы работаем там не как подрядчики, а как инвесторы-застройщики. Это большая разница.

Когда нас снесут? Когда у нас построят?

     — Я пенсионерка Коротеева Тамара Николаевна. Мы проживаем на ул. Азовская, д. 11, корп. 2. По плану наш дом должны снести в 2003 году. Рядом с нами сейчас строят новый дом. Будем ли мы туда заселяться?
     — Вряд ли. Потому что ту новостройку, о которой вы говорите (как я понимаю, на Сивашской улице), введут в эксплуатацию в этом году, а ваш дом подлежит сносу только в следующем. Сейчас мы стараемся сделать так, чтобы жители сносимых пятиэтажек получали новые квартиры поблизости от тех кварталов, где жили раньше. За несколько месяцев до отселения дома вам согласно закону предложат на выбор сразу несколько вариантов переселения, из которых вы выберете тот, который вас больше всего устраивает.
    
     — Аркадий Калошин. Когда начнется строительство путепровода между Новым Косином и Жулебином в районе платформы Ухтомская? В Генплане это есть.
     — Во всяком случае, в этом и следующем году мы не планируем строить этот путепровод. А дальше посмотрим, как будет с финансированием.
    
     — Еременко Людмила Павловна. Я член ЖСК, в 98-м году вселилась в кооператив. Нам обещали квартиры с евроотделкой. А нам за наши деньги сдали “коробки”, без сантехники и дверей. Дом строил частный инвестор. Можно ли нам вернуть деньги за эти невыполненные работы?
     — В этой ситуации надо предметно рассматривать ваш конкретный случай.
     — А распоряжение, разрешающее сдавать квартиры без отделки, есть? Оно относится к коммерческим квартирам?
     — Такое распоряжение для коммерческих домов есть. Их сдают с усеченной отделкой и деньги берут только за те виды работ, которые реально выполняются. Но вы говорите: ваш дом — ЖСК. А на ЖСК это распоряжение не распространяется...
     — Как быть, если нам не возвращают деньги?
     — Надо подать иск в суд.
    
     — Меня зовут Александр. Я из города Сретенска Читинской области. Недавно наша фирма открыла в Москве строительную организацию, есть лицензия, есть люди, можем делать любую работу. Не могли бы вы помочь найти объем работ?
     — Напишите письмо — мы дадим предложение, чтобы вы участвовали в тендере наших строительных организаций.
     — А какой у вас адрес?
     — Очень простой. Тверская, 13.
    
     — К вам обращается Кипнис Элеонора Давыдовна с улицы Гришина, 6. У нас 22 года как дом признан аварийным, но никто им не занимается. Нам говорили, что дом снесут в 2001 году, потом — в 2002-м, теперь — в 2003-м. А мы все ждем. Проводка с 1937 года вообще не менялась. Фундамента как такового нет... Когда нас расселят?
     — Элеонора Давыдовна, сейчас по адресу ул. Запорожская, вл. 6, уже строится дом, в который планируется переселить 42 семьи из вашего дома. Его строительство закончится в I квартале следующего года.
    
     — Алла Ивановна беспокоит от имени жильцов дома №54 по Профсоюзной улице. Когда же наш дом снесут?
     — К сожалению, ваш дом, хоть и относится к сносимым сериям, до 2005-го расселяться не будет.
    
     — Звонит Сазонова, дом по Староконюшенному переулку, 45. Часть дома расселена инвестором (фирмой “S.I.Realti”) в 94-м году. Затем функции инвестора перешли к инвестиционной компании “Плато-М”, которая не смогла выполнить обязательства. В 99-м году контракт был расторгнут. Очень просим вашей помощи в расселении оставшихся семей.
     — Оставьте свой телефон, я разберусь.
     От редакции “МК”. Материалы по этому вопросу переданы в городскую конкурсную комиссию для подбора инвестора для дальнейшей реконструкции здания и отселения жителей.
    
     — Щербаков Владимир Иванович. Когда в доме №50, стр. 1, по Люблинской улице сделают капремонт?
     — ДЕЗ района “Люблино” уже заказал в “МосжилНИИпроекте” проектно-сметную документацию на производство ремонта в вашем доме. В IV квартале этого года она будет готова. А в следующем году вам сделают ремонт.
    
     — Юрий из Москвы. На Верхней Первомайской улице (владение 39) реконструируют дом. Инвестор (ООО “Интерстригл”) оказался несостоятельным. Работ на объекте нет больше года. Что дальше будет с этим строительством?
     — Сейчас там уточняют затраты и определяются с условиями для привлечения соинвесторов, чтобы закончить этот проект.
     — Какова вообще судьба незавершенного строительства в Москве?
     — Большая часть незавершенных объектов осталась в городе еще с советских времен или после кризиса 1998 года. Их выставляют на торги. Новые инвесторы активно занимаются их достройкой.
     — Часто случается так, что инвесторы наобещают властям с три короба, выиграют тендер, а до конца дело не доводят?
     — Редко. Город тщательно следит за тем, чтобы сроки проведения работ жестко соблюдались.
    
     — Рыбалко, инвалид войны. На Вернадского, 99, идет строительство коммерческого комплекса. Просим вас не уничтожать спортплощадку! Она всего-то занимает 400 кв. метров...
     — Хорошо, я направлю к вам комиссию. Спортплощадку постараемся сохранить.
    
     — Конюхов Игорь Константинович, очередник с 92-го года. Живу в жуткой квартире в Центральном округе. Хочу получить субсидию на покупку нового жилья. У меня подходит срок платить за строящуюся квартиру.
     — Для этого вам надо срочно обратиться в Департамент муниципального жилья, к Петру Васильевичу Сапрыкину (Газетный переулок, д. 1/12).
     — А вы никак не можете помочь?
     — Я — по другой части...
     Помощник Ресина незаметно показал на часы. Время истекло. Телефон разрывался. Но у главы столичного стройкомплекса уже была назначена другая встреча. Плотный график заставил нас прервать интересную беседу. На столе остались нетронутыми кофе, чай, бутерброды... Ресин пожал руку корреспондентам “МК” и пообещал встретиться с нашими читателями снова.
    
     От редакции “МК”. Ответы на другие конкретные вопросы все читатели “МК”, звонившие на прямую линию, получат от Владимира Ресина позднее. Письменно или по телефону.
    

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру