ТЕЛЕГА ЗАВЯЗЛА В ГРЯЗИ

Ветераны выносят приговор

  Провал на чемпионате мира по футболу больно ударил по самолюбию россиян. Понять нас можно: по спортивному авторитету России нанесен удар. Огорчены, переживаем...
     Но есть люди, которые неудачи сборной восприняли как свое, личное поражение. Более того: принципиальность и преданность футболу, которому они отдали лучшие годы жизни, служили честно, заставляют их часть вины взять на себя. Они созвонились и собрались, чтобы высказаться от души, ничего не тая, как поступают друзья, заинтересованные в самом главном деле своей жизни. Что ни фамилия — золотая строка в истории советского футбола: Валентин Николаев, Юрий Нырков, Никита Симонян, Алексей Парамонов, Валентин Иванов, Анатолий Исаев, Валентин Бубукин, Виктор Царев, Виктор Понедельник, Эдуард Мудрик, Анзор Кавазашвили, Борис Игнатьев, Евгений Лядин.
     Не было председателя, не вели протокол, только диктофон фиксировал все сказанное.
     Симонян:
     — Я против огульного охаивания. Из 15 республик бывшего Советского Союза только Россия вышла в финал. Давайте поблагодарим тренеров и сборную.
     Иванов:
     — За что благодарить? Бескова за второе место на Европе с работы сняли. За громкое спасибо нас не поймут любители футбола.
     Царев:
     — Их уже поблагодарили, когда они вышли в финал. И они за это получили все, до копеечки. Вернее, до цента. Функциональное состояние игроков плохое. Они просто 90 минут бегать не могли. Средняя линия не выполнила функции ни в атаке, ни в защите. Явно не хватало скоростей, не было футбольного куража. Слабее группы, чем наша, не было (нужно было еще вместо японцев включить Саудовскую Аравию, вот тогда полный ажур). На должность главного тренера нужен тщательный отбор. Раньше мы имели 10—12 тренеров высокой квалификации, и был выбор. Сегодня есть Семин, Газзаев, ну еще с натяжкой 2—3 человека. И все завязаны на клубы. Если нет своих, давайте приглашать. Главной проблемой считаю проблему детского и юношеского футбола.
     Бубукин:
     — Слабая функциональная подготовка сборников — вина клубных тренеров. Так же, как психологическая и волевая. Вспомним, как отбирал сборную Лобановский. Он внимательно присматривался к игроку, и следовал приговор: “Вы, молодой человек, не готовы”. Так же поступал Тарасов. Я за российского главного тренера. Иностранец попадет в нашу рутину и потеряется. Ему нужно ездить смотреть игроков. Представьте, он вошел в привокзальный туалет и сразу понял, что началась химическая война. Да никакие ему деньги не нужны.
     Иванов:
     — Хотя бы для приличия главный тренер должен был собрать тренеров команд высшей лиги, ветеранов. Поговорить, посоветоваться. Мы ведь тоже кое-что в футболе понимаем. Конечно, иностранному тренеру у нас будет сложно работать. Но к такому повороту событий я готов, и вот почему: он с позиции профессионала определит положение дел в нашем футболе. Телега завязла глубоко. Помню времена, когда к нам приезжали зарубежные специалисты, делились опытом, проводились конференции. Сегодня тишина.
     Симонян:
     — Прости, Валентин, поправлю тебя. Совсем недавно к нам приезжали, Венглош, Роксбург. Пришли считанные люди, и ни у кого не оказалось вопросов.
     Кавазашвили:
     — Я 10 лет занимаюсь бизнесом и скажу, что ни один бизнесмен вкладывать деньги в заведомо проигрышное дело не будет. Бизнес прежде всего рассчитывает на победу. Теперь всем ясно, что совмещение должностей себя не оправдало. Но ведь мы об этом говорили и раньше. Я за серьезного, опытного иностранного тренера. Но если этот вариант не пройдет, то предлагаю: руководителем сборной Кавазашвили, тренерами Ловчева и Игнатьева. Настаиваю на постоянной работе тренерского совета в составе — Симонян, Иванов, Царев, Гершкович, Морозов, Газзаев, Семин, Шевченко, Прокопенко. Дайте нам сборную на полгода, и вы увидите результат.
     Николаев:
     — Еще 2—3 года назад нужно было думать о замене состава. На чемпионате тотальный футбол, а наши возили тачку. У меня вопрос. Чего достиг Павлов, работавший в Камышине, а ведь его пригласили в сборную. Я не знаю такого тренера. Взяли молодых. Ветераны явно не тянут. А молодым отпущено играть по шесть минут. Или: Семак на лавке, а Хохлов на поле. Амбиции тренеров не соответствуют уровню мастерства, умению руководить. Талдычим о патриотизме. Где он? Вот у турок, да, есть патриотизм. В каждом единоборстве, в каждом рывке. Предложение Кавазашвили толковое, но как его осуществить? Сегодня для нас самое главное — юношеский футбол. Не поднимем его, не вольем финансы, не обеспечим квалифицированными тренерами — жди беды еще больше. Все называли в основном Семина и Газзаева как кандидатов. Я бы добавил и Бышовца. Не забудем, что он выиграл Олимпийские игры.
     Лядин:
     — О настрое. Впервые президент приехал проводить сборную, сказал добрые напутственные слова без накачки, без условий. Этого мало?
     Иванов:
     — В стране возродился футбольный бум. Это же великое достижение.
     Симонян:
     — Вопрос стоит ребром — не хотели или не могли? Не могли в силу неподготовленности.
     Лядин:
     — Футболист, который не играет постоянно в основном составе, не должен играть в сборной. Великий Аркадьев говорил, что “вечный запасной — это принцип застоявшейся лошади”. Выручил Нигматулин? Тренером должен быть россиянин, причем освобожденный.
     И вдруг все вспомнили, что при утверждении новым главным тренером, а кандидатур было несколько, один лишь Романцев согласился работать за 500 долларов. Остальные и слушать не хотели. Так сколько же должен получать главный тренер сборной? И большинство присутствующих остановились на цифре в 15 тысяч долларов. Но тут же опомнились, что за такие деньги классный тренер-иностранец работать не будет.
     Мудрик:
     — Скажу откровенно: катастрофу почувствовал, когда при счете 2:0 в игре с Тунисом наши бросили играть. У команды не было лидера, самоотдачи, не было чувства собственного достоинства. Вспоминаю 66-й год. Наша сборная стала четвертой. А это успех. Собрались мы в ресторане поздравить сборников. А Численко в ответ: чего вы нас поздравляете с четвертым местом, это же неудача. Вот отношение к делу.
     Понедельник:
     — Каждый чемпионат мира — это веха в истории футбола. В странах, где к футболу относятся серьезно на государственном уровне, собираются специалисты и вырабатывают новую программу. Вспомним, что совсем недавно германский футбол был в явном провале, но профессиональный подход к делу дал свои результаты. И вот уже немцы по достоинству вторые. Если же мы будем спорить, кого назначать старшим тренером, и возведем этот вопрос в грандиозную неразрешимую проблему, то это ничего не даст. На сегодняшний день выход один — школа-интернат. Вспомним, что отлично работавший в Ростове интернат дал нашему футболу сто игроков в команды мастеров. Уже наметилась организация двух школ-интернатов — это в столичных “Локомотиве” и ЦСКА. Отмечу подвижничество президента армейцев Гинера, человека масштабного, который досконально знает футбол, знает, что нужно делать на сегодняшний день.
     Нырков:
     — Главная причина неудачи в совмещении должностей. Клубные проблемы засасывают: продажа игроков, покупка игроков, судейство, поля. Должны работать селекционеры. Посмотрите на габариты иностранных футболистов и наших. Все на голову ниже. Поэтому и проигрываем на втором этаже.
     Парамонов:
     — Мы поздновато собрались. Вспомним, кто добивался успехов? Тренеры освобожденные — Качалин, Морозов, Бесков, Симонян. Тренером должен быть российский специалист, освобожденный. Но выделю самое главное — о юношах. 35 дней в году сборы — это слезы. Имена игроков не успеешь запомнить. Ведь мы все работали с футболистами и знаем, что это такое.
     Исаев:
     — Все пытались поддержать сборную. И утверждали: главное — результат. Время бежало, а игры не было. Ирландия, Эстония, турнир на Динамо — это уже были не звоночки, это набат, предвещавший беду. Мне лично обидно, что не играли молодые, они бы хоть опыта набрались. Я за тренера-россиянина. Иностранцу у нас не разобраться.
     Игнатьев:
     — Мы разрушили все что можно, — школы, интернаты, поля, закрыли классы. Нет детских тренеров. Как воздух нужна государственная программа возрождения футбола. Без такого документа мы не двинемся вперед.
     Симонян:
     — Сообщение о том, что олигархи готовы платить тренеру-иностранцу один миллион долларов, — предложение очень интересное. Но у нас есть более острые нужды — детский и юношеский футбол. Поднимем его, и будет в России футбол, за который не придется краснеть...
    

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру