Призыв вечен

В России появился призрак профессиональной армии

  Вот уже долгие годы российские президенты обещают скорое создание в стране профессиональной армии. Но давняя мечта нашей молодежи об отмене призыва может так и не осуществиться. Именно такой вывод можно сделать из подготовленного в Минобороны проекта военной реформы. Этот документ попал в распоряжение “МК”.
     Обычно проекты федеральных целевых программ скучны и сухи до невозможности. Но к проекту военной реформы это не относится. Начинается эта бумаженция с эмоциональных пассажей, достойных плача Ярославны. Мол, в России вопрос комплектования армии никогда не был проблемным. Поскольку в отличие от других стран воинская обязанность традиционно рассматривалась здесь как самая настоящая привилегия. Но, к величайшему сожалению, в последнее десятилетие в России возник совершенно новый “социальный заказ”. И у военного руководства фактически не осталось выбора. Ему приходится начать процесс создания профессиональной армии.
     Однако, как явствует уже из следующего абзаца, выполнять “социальный заказ” в полном объеме наша военная верхушка не намерена. Во всем документе ни разу не употреблено словосочетание “контрактная” или “профессиональная армия”. Вместо этого используется длинное словосочетание: “комплектование воинских должностей преимущественно военнослужащими, проходящими службу по контракту”. Причина рождения этого чудовищного канцеляризма проста. Если внимательно прочитать документ, то можно обнаружить, что даже в случае грандиозного успеха военной реформы призыв рекрутов в России все равно останется. В Минобороны полагают, что он абсолютно необходим “для обеспечения возможности накопления военнообученных мобилизационных людских ресурсов”. Почему этой цели нельзя добиться с помощью полностью профессиональной армии, в документе не уточняется.
     Ну ладно, пусть призыв останется. По крайней мере, дело военной реформы сдвинется с мертвой точки. Но восторги опять же преждевременны. Поскольку произойдет это не скоро. До 2004 года в нашем военном ведомстве планируют заниматься исключительно подготовкой самых разных необходимых документов. Затем, если все пойдет хорошо, в течение следующих шести лет будет постепенно наращиваться количество контрактных частей. И только после 2010—2011 годов “при положительных результатах предыдущих этапов” вся Российская армия начнет переводиться на “преимущественно” контрактную основу...
     Выглядит все это не очень многообещающе. Но стоит еще раз обратить внимание, что это случится только при наилучшем стечении обстоятельств. А в минобороновском документе содержится предельно ясный намек, что подобное стечение обстоятельств вряд ли возможно. Взять, например, проводимый сейчас в 76-й дивизии ВДВ эксперимент с контрактной службой. Его успех далеко не очевиден.

* * *

     Ажиотажа ни в одном из 19 военкоматов Псковской области в связи с переходом местной десантной дивизии на контрактную основу пока не наблюдается. Завершился очередной призыв — и тишина. По мнению местного губернатора Евгения Михайлова, подобное отношение потенциальных рэмбо к службе было обусловлено тем, что денежное содержание контрактника практически в два-три раза ниже зарплаты на “гражданке”. (До 1 июля рядовой-контрактник получал 1792 рубля в месяц.) Более оживленно обсуждают переход в контрактники сами десантники, среди которых до этого момента было лишь пятнадцать процентов военнослужащих по контракту. Основная тема разговоров — тоже деньги. “Будут платить — буду служить”, — таков лейтмотив всех рассуждений.
     Платить, похоже, будут. По крайней мере, обещают, если бюджет раскошелится на 78,2 миллиона рублей, которые потребуются на выплату надбавок за участие в эксперименте по переходу дивизии на контракт. С этими деньгами, быть может, и разберутся, но вот где найти сумму в 2 миллиарда 673 миллиона рублей, в которую эксперты Минобороны оценили все расходы по 76-й дивизии? Впрочем, это вопрос другого порядка, а контрактника больше интересует личное денежное довольствие. Приведем цифирь. С 1 июля рядовой будет получать 3197 рублей, а с 1 января 2003 года — 4141 рубль. Сержант — 3931 (5213), лейтенант — 5389 (7154), подполковник — 7462 (9650). В последней цифре учтена надбавка за участие в эксперименте, у офицеров она составит 1400—1500 рублей, у солдат и сержантов 800—1000 рублей.
     Много это или мало — судить самим контрактникам. Если сравнивать с профессиональной армией США или Франции, то, мягко говоря, получается у нашего рейнджера в кармане негусто. А если с российским деревенским жителем или работягой в провинциальном городке — то вроде как и неплохо. Вероятно, что именно ребята из сельской местности и небольших городов, где трудно найти высокооплачиваемую работу, и составят основу контрактной дивизии. Так что в ближайшее время военкоматчикам придется потрудиться, отбирая многочисленных кандидатов в Псковскую дивизию. Впрочем, много вакансий не ожидается: по словам министра обороны Сергея Иванова, службу по контракту в первую очередь предложат действующим военнослужащим. Да и сама 76-я дивизия не столь многочисленна по штату: недавно в ней был расформирован 237-й парашютно-десантный полк, а в ближайшие дни ожидается возвращение из Чечни группировки псковских десантников (234-й полк).
    

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру