
За “Мазепу” остается лишь помолиться
Украинские киношники вляпались в историю
История с “Мазепой” началась не вчера. Известный актер и министр культуры Украины (теперь уже бывший) Богдан Ступка в свое время пожертвовал на “Мазепу” почти весь годовой бюджет своего ведомства — около 3 млн. долларов. К слову, он же играет в фильме главную роль. А картина прославилась как самый дорогостоящий проект за всю историю украинского кинематографа. Но не это является криминалом. Видевшие “Мазепу” в один голос твердят, что факты истории нагло перевираются, а сцены секса и насилия свидетельствуют о полном отсутствии у режиссера чувства меры и вкуса. Главные герои выглядят следующим образом: неприглядный Петр I — тиран и гомосексуалист, Мазепа — национальный герой и вдобавок суперлюбовник.
Михаил Швыдкой уже высказался о фильме, назвав его за такую трактовку истории “антирусским”, — на что Богдан Ступка возразил, что “картина направлена не против российской, а против имперской политики”. Режиссер же о Мазепе-предателе предпочел просто забыть и, наоборот, сделал все возможное для осветления его образа. Он придумал название особому жанру своей работы — ни много ни мало — “молитва”.
В то же время сами создатели фильма, похоже, осознают, во что они могут вляпаться, выпустив его на большой экран, и оттягивают премьерный показ на родине до осени. Пока “Мазепу” видели только участники Берлинского фестиваля и сочинского “Кинотавра”. Михаил Швыдкой рекомендует не демонстрировать фильм в России и проводить разъяснительную работу с кинопрокатчиками. Однако Минкульт не властен запретить показ “Мазепы”. И тем более наивно было бы надеяться, что прокатчики согласятся упускать из своих рук столь лакомый кусок, еще до выхода на экраны получивший столь щедрую рекламу от культурного министерства.