Прости, оружие

Выставка в Нижнем Тагиле: никто не хотел покупать

  В Нижнем Тагиле закончилась международная выставка вооружений, но военные аналитики и специалисты еще долго будут обсуждать ее результаты. А результатов, прямо скажем, пока негусто, и обсуждать, соответственно, тоже нечего. По имеющимся у нас данным, на сегодняшний день не подписан ни один новый контракт на поставку техники или боеприпасов — более того, его не существует даже в “устном” виде.
     Странная метаморфоза произошла и со статусом выставки. Сухопутная — да, а вот международная... На роскошном полигоне была только наша боевая и инженерная техника — иностранцы почему-то не выставлялись.

     — Американцы хотели привезти свой “Абрахамс” (“конкурент” российского танка “Т90С”, признанного лучшим в мире. — Е.М.), а немцы — “Леопард-2К”, чтобы они смогли на месте показать, на что способны, — сказал Виктор Батуев, один из организаторов выставки. — Но вышла накладка: статус международной мы получили только в феврале, а иностранная техника “расписана” на год вперед, поэтому-то ее и не привезли в Нижний Тагил.
     Зато на полигоне “Старатель” отметились почти две трети всех российских предприятий ВПК, у которых не было шанса показаться за границей. Чтобы привезти танк в Малайзию или ОАЭ, где проходят крупнейшие международные выставки вооружений, предприятию нужно выложить около миллиона долларов плюс 60 тысяч баксов за пятиминутный показ техники. Понятно, что таких денег, а значит, и возможности “поиграть мускулами” у нас нет.
     Военные аналитики, с самого начала пророчившие крах “нашей Абу-Даби”, апеллировали к одной мысли: мол, нашей нищей “оборонке” давно уже нечем удивлять, да и кому в век компьютерных технологий нужны те же танки, хоть и супернавороченные, если позиционные войны скорее всего остались в прошлом?.. Как показала выставка, мнение это более чем спорное.
     Зарубежные “покупатели”, а на самом деле в большинстве своем — переодетые военные разведчики — интересовались и нашими пушками, и нашими вертолетами, не говоря уже об электронной начинке и тех, и других. Например, наша самоходка “МСТА-С” не только по “мозгам” не уступает зарубежным аналогам — “американке” “САУМ-109” и “немке” “PZH-2000”, — но по ходовым и скоростным характеристикам заметно превосходит их. Самоходка-умница бьет по принципу “выстрелил—забыл” — то есть, чтобы не попасть под ответный огонь, после выстрела покидает позицию. “Саушка” систематизирует данные со спутника и бортового компьютера и автоматически выбирает тип боеприпаса, определяет темп стрельбы и назначает дальность. И таких “находок” в Нижнем Тагиле было действительно много. Так почему же тогда иностранцы не торопятся закупать нашу технику?
     — Все очень просто: это решение не экономическое, а скорее политическое, — считает Николай Диденко, мэр Нижнего Тагила, принимающая сторона. — У индийцев, сирийцев и многих потенциальных заказчиков с Ближнего Востока на глобальные контракты нет денег, а страны НАТО, во-первых, поддерживают своего производителя, а во-вторых, не хотят до такой степени от нас зависеть. Ведь покупая наши танки и пушки, им придется тратиться и на наши снаряды, и на обслуживание и т.п.
     С другой стороны — и это, пожалуй, главный недостаток “REA-2002”, — многие новинки существуют лишь в бумажном виде. Их нельзя “потрогать руками” и посмотреть в действии, потому что на “одежку” в металл и броню нет средств. А ведь рынок оружия слишком специфичный, и, чтобы заинтересовать собой как можно больше клиентов, нужно показать товар лицом.
     — На разработку “Ми-28Н” — ночного всепогодного боевого вертолета — родное Минобороны выделило всего 20 миллионов рублей, а затратили мы около 300 миллионов. Так что у нас есть лишь два опытных образца машины, — говорят специалисты “планшетной” экспозиции “Росвертола”, производителя известных на весь мир боевых и гражданских вертолетов Миля. — Если бы в армии США не появился ночной вертолет типа “Апач”, наверное, по-прежнему не было бы средств и на модернизацию “Ми-24”, которые получили боевое крещение в 30 вооруженных конфликтах и продаются в 20 стран мира...
     Стоит заметить, что модернизированный “Ми-28Н” по своим тактико-техническим характеристикам заметно превосходит тот же “Апач”, при этом дешевле его на четыре миллиона долларов и... совсем не востребован родной Российской армией. По той же “денежной” причине.
     Впрочем, на “Russian expo arms-2002” демонстрировали не только орудия уничтожения. “Пермячка”, или боевой защитный комплект, защищающий солдата от осколков на 90 процентов, могла бы спасти сотни жизней в Чечне. Ведь по оценкам военных врачей, 80 процентов ранений как в Афгане, так и в Чечне — именно осколочные. Могла бы... Для сравнения: американский аналог стоит около тысячи долларов, наша же “Пермячка” (производят ее именно в Перми) при серийном производстве была бы в два раза дешевле. Пока же новинку опробовали на себе лишь новые русские, надевающие “броню” под деловой костюм...
     Вот так во всем: мозги у нас вроде работают, уникальную технику пока еще делаем, а ни “врагу” продать, ни себе купить ничего не можем. Только и остается, что демонстрировать ее на полигоне, убеждая друг друга, что мы по-прежнему на высоте.
     ...Хоть и назвали смотр вооружений международным, а итог, как ни крути, печальный. Точнее — показательный. По десятилетнему отношению к “оборонке”.
    

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру