Русские идут!

В Балашихе открылся уникальный музей локальных войн

  В жизни всегда найдется место подвигу, особенно если эта жизнь — армейская. А непобедимая и легендарная Красная Армия любила-таки повоевать. Вряд ли на земном шаре есть место, где в XX веке кипели бы бои, а СССР сидел сложа руки. Как раз наоборот. Везде мы поучаствовали, нагнали страху, а кое-где даже добили врага в его же собственном логове.
     В Балашихе создается единственный в России музей локальных войн и вооруженных конфликтов. Он проливает свет на многие кровавые столкновения прошлого века.

     Особое место в музее — война СССР во Вьетнаме. В ней Балашиха играла не последнюю, так сказать, скрипку. В 60-е годы в Союзе был сухогруз “Балашиха”, который поставлял в Хайфон военную технику. Но не только. В районе живет 52 участника той войны братского вьетнамского народа с американской военщиной.
     — В Хайфон мы прибывали тайно, — рассказывает балашихинец Николай Колесник. — И нас сразу же увозили в джунгли, где мы готовили пусковые площадки для ракет ПВО 75-й системы. Жили в бунгало — это бамбуковые хижины, спали на циновках, под марлевыми пологами, они нас предохраняли от ядовитых москитов. У всех были разные кожные болезни. Вьетнамские бойцы в день имели норму — горсть риса. А нас старались “подкармливать”, даже хлеб пекли в джунглях. А чтоб дым от печи не засекли американские самолеты, его выводили в ручьи — их полно в джунглях.
     В 1965 г., когда Колесник прибыл во Вьетнам, американские летчики полностью хозяйничали в воздухе. Ракетами, от нечего делать, расстреливали даже одиноко идущих крестьян. (Колесник, тогда командир пусковой установки, тоже маскировался под крестьянина, носил нон — большую соломенную шляпу.) И вообще, война тогда напоминала настоящий кошмар. Американцы напалмом жгли деревни и джунгли, в день было по 15—20 боевых тревог. Советские солдаты и офицеры должны были успеть обучить вьетнамских товарищей науке воевать системой С-75 в рекордно короткие сроки — за три месяца. В советских “учебках” такие специалисты готовились ровно год.
     Но они (мы) сделали это! Есть в Северном Вьетнаме провинция Тхань-Хуа, в ней ущелье — Пасть Дракона, в ущелье — река Ма, а через нее мост, который воздвигли советские солдаты. Только при попытке разбомбить этот мост американцы потеряли... 23 своих самолета. А ведь это знаменитые “Фантомы” и “В-52”, каждый стоимостью в миллионы долларов. Кстати, в музее маленькая экспозиция (северовьетнамский патриот с автоматом на фоне пальмы), сделанная из обшивки сбитого “Фантома”. А за период с 18 по 30 декабря 1972 г. только один зенитно-ракетный полк уничтожил 81 американский самолет. Вот тут-то янки репу и зачесали. А стоит ли война — свеч?
     Во Вьетнаме победили коммунисты, война закончилась миром. Но вскоре началась другая — уже на Ближнем Востоке. Где балашихинским и подмосковным военспецам тоже нашлось место.
     — С марта 70-го по март 71-го в звании майора я командовал бригадой зенитно-ракетного комплекса С-125 в Египте, — вспоминает житель Балашихи Владимир Белоусов. — Мы занимали оборону в районе пирамид Хеопса, это район Гизы в старом Каире. Израильская авиация вела налеты с того направления. Приходилось жарко. Израильские летчики воевали храбрее и искуснее американских. Во Вьетнаме я тоже повоевал, есть с чем сравнивать. Но и мы были, что называется, не промах, двоим офицерам из моей бригады присвоили звание Героя Советского Союза.
* * *

     — Наш музей только создается, — говорит ветеран ВОВ, член Союза художников России Алексей Николаевич Петров. — Я подготовил макет будущего музея, глава района Самоделов обещал под него дать место. Там будет как бы четыре основных угла: вьетнамский, ближневосточный, афганский, где 40-й армией командовал наш губернатор Громов. И, разумеется, чеченская экспозиция. По этой войне у нас собрана богатая коллекция.
     Но только четырех углов для музея локальных войн будет маловато. Недавно о нем приезжали писать американские журналисты. Глава района по этому счастливому поводу собрал всех местных вояк, которые досаждали американцам во вьетнамских джунглях, израильтянам — на синайских высотах в Египте и Сирии, “духам” — в Афганистане. И тут балашихинец Витя Шорсткин (ныне охранник одного “крутого” нового русского) вдруг рассказал заокеанским журналистам, как три года назад он в составе парашютно-десантного батальона захватил военный аэродром в Приштино.
     Гости аж потемнели с лица. О, это непобедимое российское оружие! Тогдашний марш-бросок российских десантников в Югославии стал уже хрестоматийным, а для американской армии — траурным. Всего в локальных войнах балашихинцев участвовало: в Афганистане — 600 человек; в Чечне — 93; во Вьетнаме — 52; на Ближнем Востоке — 45. Несть числа балашихинцам, которые советниками (и не только) воевали в Западной Сахаре, Корее, Конго, Лаосе, и прочая, и прочая, и прочая.
     А в местном клубе “Патриот” сегодня состоит 800 школьников, которые мечтают стать профессиональными военными и Родину защищать.

г. Балашиха.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру