Закон: что вышло

Дорожные поборы пока побеждают кодекс

  Вот уже полтора месяца автомобилисты и гаишники живут по новым правилам. Теперь, в соответствии с новым административным кодексом, дорожным инспекторам нельзя штрафовать водителей, нельзя отбирать у них права и еще много чего нельзя. Доказать виновность нарушителя можно только в суде.
     Вроде бы это хорошо. Водителям не нужно зависеть от произвола автоинспекторов, а автоинспекторам не нужно брать на себя ответственность, когда они принимают решение о виновности нарушителя. Как считают юристы, новый кодекс рассчитан на цивилизованные отношения между сторонами. Но мини-рейд корреспондентов “МК” по московским улицам показал: до цивилизации нам еще — как до Луны.

     Зубовская площадь. Молодой водитель разгружает свой пикап.
     — Как же, изменится что-нибудь! Раза три-четыре меня за это время тормозили. Так и говорят: “Рассчитываться будем по-старому или как?” Ну, стану я день терять из-за стольника или двух?.. Конечно, отстегиваю на месте. Как говорится, всегда есть “другая альтернатива”...
     Того же мнения были и двое водителей, встреченные на Смоленской площади:
     — Конечно, берут деньги. Я недавно стукнул слегка “Оку”, подфарник разбил. Без разговоров оплатил потерпевшему ущерб — тот уехал. Подскакивают ко мне гаишники. Я им говорю: потерпевший же уже уехал! Но они на пиво из меня все-таки вытрясли...
     Видимо, изменить менталитет московского гаишника сможет только чудо. Против гаишников, которые брали штрафы на месте после принятия нового АК, возбуждено уже несколько сотен дел. Но людей с жезлом это особо не пугает. А некоторые автовладельцы даже не подозревают, что штраф на месте приравнивается к взятке.
     Инспектор на площади Восстания в новом законе видит одну большую прореху:
     — А если я один? Как с доказательной базой быть?! Вот он выскакивает на встречную полосу. В этом случае, я считаю, протокол можно даже не писать. Он упрется, и в суде ничего не докажешь...
     Впрочем, как сказали нам в нескольких московских судах, “автомобильные” дела у них есть, и даже довольно экзотические. Например, теперь активно берут штрафы за нечитаемые номера или за пассажира, не пристегнутого ремнем безопасности (0,5 “минималки”).
     Случайно или нет, но по статистике число ДТП после принятия нового кодекса увеличилось с 2800 в месяц до 3800, о чем официально было заявлено на днях на брифинге в ГИБДД. Впрочем, мнения о причине такого всплеска расходятся. Одни гаишники считают, что водителям теперь легче уйти от ответственности, и они снизили дорожную дисциплину. Другие уверены: дело в том, что сейчас стали фиксироваться практически все нарушения.
     Ну и что? Водители не спешат платить даже по решению суда — по крайней мере, именно так сказали 18 из опрошенных нами 20 человек. Правда, если раньше нарушителя можно было наказать в течение трех месяцев со дня вынесения решения, то теперь срок продлили до года.
     В общем, ни у автоинспекторов, ни у автовладельцев больших сложностей не появилось. Зато появились они у страховых компаний, которые вынуждены выплачивать деньги, что называется, наугад. Дела в суде рассматриваются месяцами, а водители хотят получить компенсацию сразу.
     В новом кодексе есть и другие спорные вещи. Например, за такое серьезное нарушение, как проезд на красный свет, с автовладельца возьмут всего одну “минималку”, за выезд на встречную полосу — от 3 до 5 МРОТ. Нетрезвый водитель искупит свой грех, раскошелившись на 10—20 “минималок”. Хотя, если уж быть до конца цивилизованным, надо помнить, что за пьянство за рулем полагаются тюремные нары (такая практика распространена во многих европейских странах). Видно, депутаты, принимая “автомобильную” главу кодекса, думали о чем угодно, только не о безопасности движения.
    

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру