
Старые песни о главном
Фальшивые билеты приносят мошенникам доход в 6 миллионов рублей
Вместе с бригадой контролеров мы садимся в автобус около метро “Каширская”. Бригадир Галина Васильевна удрученно указывает на кондукторшу, копошащуюся возле передних дверей:
— Набирают людей с бору по сосенке. В основном приезжих. А они поддельный льготный билет отличить от настоящего не могут. Хотя фальшивки такие бывают... Вот вы сами попробуйте билеты попроверять!
И я пробую. Не мудрствуя лукаво, показываю пассажирам редакционное удостоверение:
— Проездные документики предъявляем!..
И сразу — улов. Двое пацанов, сидящих у дверей, показывают мне мятые, но ламинированные бумажки. Если им верить, то ребята учатся в 11-м классе в специальном коррекционном интернате.
— Поздравляю, вот и первая туфта, — учит меня Галина Васильевна, проработавшая контролером 25 лет. — Еще и не такое увидите...
Справки у ребят отбираем, а самих горе-безбилетников высаживаем: денег на штраф у них, как выяснилось, нет.
Вообще-то умелые и находчивые фальшивобилетчики разоряют транспортников почти на 6 миллионов рублей. Некоторые ушлые горожане закупают на Черкизовском рынке фальшивые талончики — вдвое дешевле настоящих. Подделаны они качественно и привезены, по словам контролеров, из Украины. Подделывают уже и магнитные карты. Распознать их профессионалу довольно просто: и полоса магнитная легко отклеивается, и бумага не та.
...Подкатывает следующий автобус. Первая же пассажирка гордо показывает мне красивое удостоверение. Все в нем хорошо — и обложка, и фотография. Непонятно только одно: с каких это пор работники Министерства сельского хозяйства пользуются правом бесплатного проезда?
Голь на выдумки хитра. Пытаются ездить и по бабушкиным пенсионным книжкам, и по... медицинским полисам. Мне показывают груду конфискованных удостоверений. Там есть и корочки “члена ЦК ВЛКСМ Узбекистана”, и “ФСБшная” “липа”. А вообще в России существует 66 официальных льготных категорий. Много каких документов можно подделать...
А вот и бунт на корабле. Двое бритых молодцев упорно смотрят в окно и на просьбу контролера никак не реагируют. Галина Васильевна вежливо и терпеливо (что значит 25-летний опыт!) убеждает их:
— Предъявите билетик или платите штраф. Если денег нет, то попрошу покинуть автобус!
Наконец один из “зайцев” нехотя лезет в карман и показывает билет. У другого билета нет. Весь долгий спектакль был затеян с одной целью — проехать как можно дольше. Но приходится вылезать и “крутым”.
— А бывает, и в драку лезут, — говорит Галина Васильевна, — Часто брызгают газом из баллончика. А самый страшный случай — когда в 98-м году одного нашего наркоман пырнул ножом в живот.
...Понемногу и я начинаю чувствовать себя своеобразным “зайцем”. Удостоверение-то у меня не контролерское! Но никто на него не смотрит. Молча лезут за билетами или за деньгами. Наконец не выдерживаю — интересуюсь у двоих пассажиров:
— Ребят, вы всегда такие доверчивые? Вчитайтесь!
— А, “МК”! Для вас никакого штрафа не жалко!..
Меня так и не раскрыли, но, по словам начальника центрального отдела билетного контроля “Мосгортранса” Лидии Гавриловой, фальшивых контролеров москвичи разоблачают достаточно часто. За месяц поступает 6—7 звонков от пассажиров о “липовых” ревизорах на том или ином маршруте. Из-за них контролеры вооружились пластиковыми удостоверениями с голограммой. Подделать такой документ трудно, да и меняют его раз в квартал. Поддельные контролеры чаще всего происходят из бывших настоящих. Выгонят такого за пьянку, а он удостоверение не сдаст и халтурит “на себя”.
Вообще билеты в Москве проверяют 700 контролеров. А одновременно их дежурит до 600 человек. Кроме того, билеты могут проверять все работники “Мосгортранса” — при наличии штрафных квитанций, разумеется. Получают контролеры около 3000 рублей в месяц. Это оклад и премия с выручки. За смену контролер штрафует в среднем 10—15 человек. Все, конечно, зависит от маршрута. “Золотым” считался ныне отмененный маршрут автобуса №607 от “Каширской”. Там без билета отчего-то катались все. Самые сложные маршруты — вблизи вокзалов: приезжим наплевать на правила приличия, вот и приходится там работать только мужчинам.
Штрафуют в Москве много. Только за прошлый год собрано было 18,8 миллиона рублей . Стало быть, было оштрафовано 2 миллиона безбилетных пассажиров. Скольким “зайцам” удалось уйти — подсчитать невозможно. Но впереди у них трудные времена, ведь в скором времени городские власти хотят установить в общественном транспорте турникеты...
— Не боитесь ли остаться без работы? — спрашиваю я у контролеров.
— Еще и на пенсию выйти успеем, — отвечает один из них. — Пока эти турникеты приживутся, пока москвичи научатся пользоваться ими... На наш век “зайчатины” хватит!