Горки на выживание
90% аттракционов в России опасны для жизни
Визжите громче, господа-товарищи! Ваша жизнь на самом деле висит на волоске. Последние происшествия на аттракционах в Москве скорее всего далеко не последние. Чему удивляться, если даже знаменитое колесо обозрения в парке Горького должны были списать еще 8 лет назад.
Во всем мире аттракционы считаются машинами повышенной опасности. Только в США ежегодно получают травмы 10 000 любителей острых ощущений. Как минимум 10 из этих травм оказываются смертельными. В России подобной статистики не ведется, однако экспертам хорошо известно: несмотря на весьма скудный ассортимент парковых аттракционов, наша страна прочно входит в пятерку лидеров “развлекательного” травматизма. И причин для этого несколько.
Во-первых, изношенность самих аттракционов. Директора парков, принимавшие участие в закрывшейся вчера на ВВЦ выставке “Аттракционы и развлечения РАППА-ШОУ-2002”, не скрывают, что 90% качелей, каруселей и горок давно отработали свой срок. Купить к ним новые детали практически невозможно. А текущий ремонт приходится доверять случайным людям — тем же слесарям и сварщикам, которые чинят клозеты и сваривают заборы. Другая проблема — отсутствие инструкций на русском языке. Большая часть “секонд-хэнда”, который российские парки по дешевке скупают на Западе, приходит или вообще без сопроводительных документов, или с инструкциями на языке страны-производителя. Зачастую директора и сами толком не знают, как действует заморская “штуковина” и каких “сюрпризов” от нее можно ждать.
— К сожалению, пока в нашей стране не предусмотрена сертификация аттракционов, — посетовал в беседе с “МК” вице- президент Российской ассоциации парков и производителей аттракционов (РАППА) Борис Рабинович. — То есть за их качеством и безопасностью никто по-настоящему не следит. За границей можно купить любой хлам, привезти его в Россию, установить в парке и катать детей. Никто тебя за руку не схватит.
И вот результат: гибель женщины на “Ковре-самолете”, массовая травма детей на катальной горке в “Сокольниках”, недавний инцидент на карусели “Вихрь” в парке Горького... Впрочем, сами производители аттракционов уверяют, что машины здесь ни при чем. Всему виной пресловутый человеческий фактор. В парке Горького, например, по соседству от “Вихря” велись электротехнические работы: видимо, из-за них карусель и “замкнуло”. Вообще, первое место по смертельным случаям в России прочно удерживает аттракцион “Сюрприз”, на втором месте — “Трюк”. А ломаются чаще всего тормоза и системы фиксации. Это наше слабое место.
Что касается ассортимента аттракционов, представленного на выставке в ВВЦ, то он весьма скуден, если не сказать — убог. Москвичи, побывавшие в западных парках развлечений, точно будут разочарованы. Допотопные качели-карусели, малорослые горки, примитивные водные аттракционы...
— На самом деле мы владеем технологиями, позволяющими создать аттракцион любой сложности. Но кто ж его у нас купит? — поясняет президент РАППА Владимир Гнездилов. — Высококлассные машины не потянут ни сами парки, ни их посетители. Наше бедное население способно платить за поездку на аттракционе не более 1 доллара, а за границей цена редко опускается ниже 5.
Западные производители развлекательной техники давно уже используют все самое передовое — авиакосмические технологии, лазеры, светоотводы, угловые ускорения, интегральные и микроэлектронные схемы. Чтобы впечатлить посетителей, им постоянно приходится увеличивать нагрузки и ускорение. Сегодня максимальная перегрузка на аттракционах не должна превышать 6 g. (Для сравнения: уже при 9 g прошедшие спецподготовку пилоты НАСА теряют сознание.) Иностранные специалисты, в качестве гостей посетившие московскую выставку, считают, что катание на горках нового поколения все больше напоминает тесты на выживание. Еще немного, и люди будут вылезать из кабин с чудовищной головной болью, мелкими кровоизлияниями, а то и с переломанными ключицами.
Может, оно и к лучшему, что нам подобные “развлечения” пока недоступны.