Гaшек, который не читал Гашека

Появление чешских футболистов в российских клубах уже ни у кого не вызывает удивления. Некоторые даже стали их приобретать, что называется, мелким оптом. Вот и московское “Динамо” по просьбе главного тренера Ярослава Гржебика обзавелось сразу тремя новобранцами из пивного государства. Один из них, безусловно, заслуживает особого внимания. Это 34-летний Мартин Гашек — младший брат одного из лучших хоккейных голкиперов мира Доминика Гашека.


Впрочем, и сам он фигура в спорте весьма солидная. Неоднократный чемпион Чехии, лучшие свои годы Гашек провел в пражской “Спарте”, которая в последние годы стала завсегдатаем Лиги чемпионов. А к безумной популярности своего брата Мартин относится вполне нормально и ничуть не комплексует по этому поводу.

— Тяжело быть младшим братом такого знаменитого человека, как Доминик Гашек?

— Для меня это не проблема. Я прекрасно понимаю, почему все интересуются моим старшим братом, он звезда первой величины. И я также понимаю, что мало кто имеет возможность общаться с ним. Поэтому мне частенько приходится за него отдуваться. Но я не испытываю в связи с этим каких-либо неудобств.

— Это правда, что у Доминика настоящая фамилия Каштанек?

— Да. Он родился как Каштанек. А потом, когда он был еще маленьким, наша мама второй раз вышла замуж за Яна Гашека, и Доминику дали другую фамилию. Так что биологические отцы у нас с Домиником разные. Кстати, в Чехии об этом почему-то мало кто знает, хотя Доминик недавно написал книгу о своей жизни, и там все описано.

— У твоего брата есть свой бизнес. Он производит одежду марки “Доминатор”. Ты имеешь к этому какое-то отношение?

— К одежде нет. Но мне и брату принадлежит сеть магазинов в Чехии “Гашек-спорт”. Только у Доминика, естественно, больше акций. (Улыбается.)

— Не звал еще Доминика в гости в Москву?

— Этот вопрос мы пока не обсуждали. Но, когда мы созваниваемся, а это бывает довольно часто, он всегда спрашивает меня о том, как я сыграл, как сыграла моя команда “Динамо”. Кто знает, может, летом он захочет воочию увидеть, как я играю. Буду этому только рад.

— Родители не хотели тебя направить по стопам брата?

— Нет. С их стороны не было никакого давления. С шести лет я играю в футбол и хоккей. Но в возрасте десяти лет мне пришлось определяться с выбором. Они меня лишь спросили, чем бы я хотел дальше заниматься. И я ответил: футболом.

— Мартин, ты всегда был полевым игроком? В ворота не пробовал становиться?

— В хоккее я всегда играл в нападении. А в футболе я сначала был полузащитником атакующего плана. Но, когда я играл в Либереце, тогдашний тренер “Слована”, а нынешний — “Зенита” Властимил Петржела перепрофилировал меня в полузащитника оборонительного плана. И я считаю, что он нашел для меня оптимальную позицию.

— Долго думал над предложением поиграть в России?

— Не очень. Мне позвонил тренер “Динамо” Ярослав Гржебик, спросил, не хотел бы я поиграть в его команде. Я ответил ему согласием.

— А если бы тебя позвал не чешский тренер, а российский?

— Одно могу сказать: тогда я думал бы гораздо дольше.

— Есть разница между чешским футболом и нашим?

— Мне пока тяжело ответить на этот вопрос, поскольку с вашим футболом я еще только знакомлюсь. Единственное скажу, что в России больше хороших команд, чем в Чехии. Я еще не видел ни одной команды, которая бы мне не понравилась. А более подробно на этот вопрос я лучше отвечу летом.

— Как тебе живется в России?

— Я чувствую себя здесь очень хорошо. Я говорю по-русски. Рядом мои соотечественники...

— Как жена отнеслась к тому, что ты принял приглашение “Динамо”?

— Мы вместе принимали решение. Но она, конечно, не очень хотела переезжать из Австрии в Москву. Там у нас были великолепные условия. Большой дом с бассейном. Рядом лес. Сыновья учились там в австрийской школе. Очень хорошая погода — триста дней в году светит солнышко. Один час на машине — и ты в Альпах, три часа — и ты в Италии на берегу моря.

— Твои дети, насколько мне известно, пошли по стопам отца.

— Да. Мои сыновья, семилетний Филлип и восьмилетний Мартин, занимаются футболом. Когда они приедут жить в Москву, я хочу отдать их в динамовскую школу. Наблюдал в манеже за несколькими занятиями, мне очень понравилось, как в “Динамо” работают с детьми.

— Когда планируешь перевезти семью?

— Пока живу в гостинице. Но буквально на днях мне должны выделить квартиру в “Чешском доме”, и я сразу же дам команду семье.

— Ты знаешь Ярослава Гржебика не понаслышке, играл у него в “Спарте”. Что можешь сказать об этом тренере?

— Наверное, я не скажу ничего нового, что бы уже не написали про него в России. Все знают его футбольную философию. Каждый игрок должен точно знать свои задачи, выполнять на поле большой объем работы, строгая дисциплина. Все работают на благо команды. Не все такие тренеры.

— Судя по всему, не все еще привыкли к требованиям пана Гржебика. После матча “Динамо” с ЦСКА он долго оставался у кромки поля и следил за тем, чтобы все футболисты его команды поблагодарили своих болельщиков на всех трибунах.

— Да, это так. В том матче мы немного устали, и некоторые игроки сразу попытались покинуть поле. Но Гржебик сказал им, что мы — команда, и благодарить болельщиков должны все. Это правильно. Ведь мы играем для них. Болельщики приходят на стадион ради нас, они платят деньги за билет, и мы, в свою очередь, должны уважать их.

— Для чешских игроков в “Динамо” существуют поблажки?

— В нашей команде нет деления на чешских и нечешских игроков. У нас все равны. Бывает, правда, во время игры Гржебик отдает мне какие-то команды на чешском, а я должен быстро донести их до остальных игроков.

— Пока по Москве ты передвигаешься в основном на метро и пешком. Собираешься обзаводиться автомобилем?

— Да, скоро клуб нас обеспечит личным транспортом. А вообще, путь от дверей “Чешского дома” до раздевалки занимает всего 17 минут, ездить же куда-то еще пока времени не было.

— А не страшно будет ездить по знаменитым уже, наверное, на весь мир московским дорогам?

— Я проехал за рулем уже около полумиллиона километров. Думаю, что какой-нибудь опыт за это время я все-таки приобрел.

— Кто твой любимый писатель?

— Трудно сказать. У меня нет такого. Я, например, прочитал всего Эриха Сигала, бразилец Паоло Коэльо тоже интересно пишет...

— ...я, честно говоря, думал, ты назовешь Ярослава Гашека.

— Я не читал ни одной его книги.

— Как это?! А в чешских школах разве не проходят Гашека?

— Проходят. Но я не читал. Я не люблю, когда меня заставляют что-то делать. В школе же мы должны были читать определенные книги. А я читал те, которые хотел я. Но про Швейка я смотрел художественный фильм.

— Может, ты меня разыгрываешь? Ну как это: чех да еще по фамилии Гашек не читал Гашека?

— Да честно не читал. Хотя подожди (улыбается), Гашека я все-таки читал. Доминика Гашека.

— А ты уже задумывался о своем будущем?

— Конечно. Сейчас я получаю тренерскую лицензию в Австрии. Не знаю, как будет на самом деле в дальнейшем. Но я рассуждаю так. В футболе я уже 28 лет. Я очень люблю свою работу. Окончил педагогический институт — значит, смогу работать с людьми. А пока я вкладываю все свои знания в сыновей. Я считаю, что вкладывать в детей — это самые хорошие инвестиции.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру