Ветер в “Булаве”

Чудо-ракета пока летает недалеко и мимо цели

В четверг вечером появилась информация о том, что испытательный старт новой морской межконтинентальной ракеты “Булава” — в последнее время ее чаще называют нашим “асимметричным ответом” — был не столь уж удачным, как об этом сообщалось ранее. Источники “МК” в оборонно-промышленном комплексе эту информацию косвенно подтвердили, говоря, что оценка испытаний “Булавы” в официальной интерпретации “была существенно завышена”.

Напомним, что этот испытательный пуск “Булавы” состоялся 28 июня, как раз накануне поездки Владимира Путина на ранчо к Бушу, где президенты обсуждали вопрос о размещении американской ПРО в Европе.

Естественно, пуску придавалось большое значение. Тем более он должен был состояться после серии неудач, которыми завершились старты 7 сентября, 25 октября и 24 декабря 2006 года.

На сей раз — вечером 28 июня — помощник главкома ВМФ Игорь Дыгало сообщил, что “Булава” успешно стартовала из акватории Белого моря с борта атомной подлодки “Дмитрий Донской” и “головная часть ракеты в установленные сроки прибыла в полигон Кура на Камчатке”. Правда, знающие люди сразу же усомнились в успехе хотя бы потому, что в телеэфире о нем сообщили вскользь, да еще столь важную информацию доверили озвучить военным морякам. Если б испытания действительно прошли безупречно, то на таком успехе не преминул бы “пропиариться” кто-нибудь повыше. Например, вице-премьер Сергей Иванов, который периодически обещает принять “Булаву” на вооружение в самое ближайшее время. С 2005 года обещает.

Так что же на самом деле скрывалось за сообщением об успешных испытаниях?

Как выяснилось, 28 июня до камчатского полигона Кура долетели лишь две боеголовки из трех, но и они имели отклонения от заданной цели 30—40 км (для ядерного заряда 30 км недолета — серьезная ошибка). Стрельба велась с нарушением плановых условий. Вместо глубины 50 м лодка находилась на 40 м, что влияет на давление, оказываемое на ракету при выходе из шахты. “Дмитрий Донской” во время старта должен был двигаться со скоростью 14 узлов, а он шел на двух. Масса боеголовок была меньше, чем нужно, но и с ними ракета летела не на заявленную дальность — 8 тыс. км, — а всего на 6 тыс. км с небольшим.

Однако можно ли винить за все это разработчиков? Вряд ли. Они давно уже поставлены в тяжелейшие, фактически невыносимые условия работы. Наши политики сделали из “Булавы” пропагандистскую страшилку.

Неготовую ракету объявляют то чудо-оружием, то асимметричным ответом… В результате каждый пуск становится делом особой политической важности, а каждая неудача рассматривается с точки зрения престижа лично президента Путина и его возможного преемника Сергея Иванова, который, кстати, первым начал на “Булаве” заниматься политическим пиаром.

В такой обстановке пропагандистский эффект, с которым вынуждены считаться конструкторы, становится важнее реальных результатов. Естественно, их приходится “подкрашивать”. Причем именно для нас, не для американцев, так как по Договору СНВ-1 обо всех пусках межконтинентальных ракет, в том числе и испытательных, Россия должна оповещать США заранее: когда, откуда и в какую точку полетит ракета.

Естественно, что к моменту старта за ней следят уже все шпионские средства США: в космосе, на земле и на море. А после пуска мы должны еще и представить США телеметрические данные о траектории полета. Так что наше “чудо-оружие” не является секретом для США.

Секретно оно только для нас. Видимо, чем меньше мы будем о нем знать, тем больше станем верить политикам, которые рассказывают нам о несокрушимой ядерной мощи России.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру