На вес золота

Где в Южном округе искать драгоценности?

Лучшие друзья девушки, как известно, бриллианты. Или просто украшения. Удивительно, что эти самые девушки могут не только носить, но и делать кольца, серьги, колье. За процессом изготовления ювелирных изделий понаблюдал наш корреспондент, побывав в колледже декоративно - прикладного искусства №36 им. Карла Фаберже.

Музей колледжа №36 можно перепутать с филиалом Алмазного фонда. Шкатулки, украшенные самоцветами, колье, серьги, броши, есть даже иконы. И конечно, яйца в стиле Фаберже — эти изделия спокойно можно было бы выставлять на продажу. А это всего лишь дипломные и курсовые работы выпускников колледжа.

Из сверкающего и переливающегося всеми цветами радуги музея захожу в мастерскую — здесь готовят будущих ювелиров. В небольшой комнате стоят несколько ювелирных станков, за которыми работают молодые ребята. Никакого специального обмундирования, кроме рабочего халатика, здесь не носят. Трудятся зато, не поднимая головы. Набравшись наглости, “МК-Класс” выпросил для своих читателей бесплатный мастер-класс по ювелирному искусству:

— Первое, чему обучаются будущие ювелиры, — изготовлению обручальных колец, — рассказывает студент колледжа Эльдар Усманов.

В “свадебном” крещении каждый молодой подмастерье показывает свой ювелирный потенциал — может ли он на глаз вырезать ровный круг. В маленькой мастерской несколько парней и девушек согнулись над, казалось бы, простым круглым слитком — студентов впервые ждет проверка “на точность”. Специальным резаком каждый из них сосредоточенно выводит круг — у всех юных ювелиров от напряжения наморщены лбы… После часа стараний первое произведение искусства готово — “кольцо новичков” в колледже называют “шинкой”.

После такого боевого крещения даже самые неопытные мастера дел золотых — первокурсники уже познали тонкости ювелирного искусства:

— Существует стереотип, что в ювелирном деле важна только аккуратность и точность движений, на самом деле работа мастера — еще и тяжелый физический труд, — рассказывает начинающая ювелирша Анастасия Серягина.

То, что физическая выносливость очень важна для ювелира,  — безусловно. Ведь для того, чтобы создать из невзрачного куска металла красоту, достойную аристократов, этот кусок металла сначала надо обработать. Попросту — вырезать из него основу. Этому в колледже Карла Фаберже обучают уже “бывалых” студентов.

Самое сложное в этой работе — не ошибиться в расчетах. Отколешь лишний кусок, полноценного украшения уже не получится.

Леонид Симонов готовит оправу для камней, которая на сленге “золотых мастеров” называется кастом. Леонид подготавливает материал для работы, отшкуривая кусок металла, — после этой процедуры на металлической основе не должно остаться никаких неровностей. Дальше молодой человек берет в руки лобзик и… начинает постепенно придавать куску металла нужную форму. Кстати, лобзик — основной инструмент ювелира, потом уже идут всевозможные агрегаты для шлифовки. А процесс изготовления мелких деталей называется монтировкой — здесь требуется особое внимание, иначе детали просто не выдержат вес камня.

Но, как выяснилось, изготовить изделие — еще не самый сложный этап работы.

— Мастерская — это завершающий этап подготовки украшения. А перед тем, как встать к станку, приходится очень много работать над эскизом, — рассказывает Леонид, с прищуром оглядывая предварительный результат работы лобзиком.

В колледже им. Карла Фаберже студенты начинают рисовать эскизы будущих шедевров уже с первого курса. Но на третий год обучения один из самых удачных эскизов должен увидеть свет — в возрасте 19—20 лет студенты уже делают свои первые украшения.

В уголке сидит девушка — ни рабочего халатика, ни лобзика в руках. Только угольный карандаш, да листок бумаги — Надежда рисует эскиз изделия. Заглянула через плечо: на бумаге в разных ракурсах изображено кольцо с большим оригинальным цветком:

— Все бы ничего, я тут только над расчетами думаю, — задумчиво протягивает Надя.

Даже если ты изобразишь на листе бумаги новую шапку Мономаха — не факт, что сможешь ее сделать и найдешь нужный материал. Поэтому после того, как эскиз готов, следует долгая и самая нелюбимая ювелирами череда расчетов.

— Эскиз — это на самом деле уже дизайнерская работа. У нас отдельно готовят и специалистов — дизайнеров ювелирных изделий. Но, мне кажется, мастер сам должен рисовать эскиз своей работы — ведь будущее украшения надо прочувствовать, — уверена Надежда.

За стеклом стоят самые удачные курсовые работы юных мастеров — и тут не обошлось без молодого задора.

Вместо консервативных тяжелых украшений юноши и девушки изготавливают изделия в стиле авангард.

Большие кольца, оригинальные бусы, кое-где встречаются браслеты с черепами.

— Мы делаем то, что прежде всего нравится нам самим — ведь мы сами потом носим свои украшения! — говорит Настя Серягина. — приятно надевать на себя вещь, над которой корпел полгода.

— Полгода! Неужели хватает терпения? — удивляюсь я.

— А то как же! Ведь для ювелира, наверное, главное — терпение и усидчивость. Одно неверное движение пальца — и дорогой материал испорчен.

А тонкие гибкие девичьи пальцы прямо-таки сливаются в танце с маленьким кусочком серебра — студенты готовят свои курсовые работы. Кто-то лихо орудует лобзиком, кто-то уже обрабатывает деталь на специальном полировальном станке, а некоторые уже очищают готовый шедевр в ультразвкуковой ванне — она нужна для того, чтобы удалить с изделия всю производственную грязь.

В качестве материала для обучения студентам колледжа №36 выдают серебро и драгоценные камни: яшму, бирюзу, хрусталь.

— Дело даже не в том, что мы работаем с таким материалом, — студенты в творчески измазанных халатах поднимают головы от станков, — наши изделия радуют глаз людей, вот это приносит настоящую самоотдачу.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру