Бенуа Бенуа рознь

В Третьяковке открывается необычная экспозиция

Знаменитая художница Зинаида Серебрякова говорила, что «в их семье дети рождались с карандашом в руках» и потом становились живописцами. Неудивительно. По линии матери она принадлежала к легендарному роду Бенуа, давшему несколько поколений мастеров кисти, скульптуры, архитектуры. Александр Бенуа ди Стетто, вовсе не тот самый Александр Бенуа, один из основателей объединения «Мир Искусства», но не менее талантливый художник и достойнейший представитель своей династии. Сегодня в выставочном зале Третьяковской галереи в Толмачевском переулке открывается выставка ди Стетто, самого малоизвестного в России Бенуа. В Москве экспозицию можно увидеть впервые.

У Бенуа ди Стетто до этого недавно было лишь несколько «тематических» выставок в Санкт-Петербурге: портреты, натюрморты, пейзажи. У нас же можно видеть самые лучшие работы мастера, причем все сразу, включая анималистические рисунки сангиной, акварельные работы. А также его редкие полотна — серию «Структуры» — абстракции на голубом фоне, более типичные для творчества Россине-Баранова, нежели Бенуа ди Стетто. Будет и серия портретов, на которых самой любимой моделью была его жена — знаменитая музыкантка Кама Зингер, которая ради него бросила карьеру, и продала в период трудностей свою главную ценность — скрипку Гварнери.

Кто есть кто среди Бенуа, расскажет их генеалогическое древо, которое можно увидеть в экспозиции вместе фотографиями ди Стетто и редкими документами. Все эти раритеты оказались в Северной столице два-три года назад. А большинство работ мастера до сих пор находится на родине его отца, в музеях Швейцарии, куда художник был вынужден эмигрировать в 1920 году. Хотя Ди Стетто считал себя русским художником. Он родился в Санкт-Петербурге, учился сначала в школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Николай Рерих, у Билибина, Рылова и Матэ. Потом, — в Художественно-Учебных Мастерских у своего ближайшего родственника и покровителя, известного архитектора Леонтия Николаевича Бенуа. Но учителя со всей его семьей арестовали большевики. Ди Стетто не смог с этим смириться и уехал из России, чтобы никогда больше не возвращаться. Но с русским искусством связи не порвал. Он ходил на спектакли наших гастролирующих театров, хранил газетные публикации о русской культурной жизни за границей. Художник много путешествовал и с удовольствием писал альпийские деревушки, испанские и парижские пейзажи, Россию же в эмиграции не изображал никогда. Среди многообразия его картин, родине посвящено только три полотна. «Красный конек», «Русский натюрморт», и «Натюрморт с портретом Александра I». Они тоже вошли в нынешнюю экспозицию.

— Выставка открывается безо всяких торжественных дат и юбилеев. Просто благодаря Третьяковской галерее хотелось открыть нашим зрителям русского художника, чей ранний отъезд из России не дал ему здесь заявить о себе, — подчеркнул руководитель проекта Юрий Мудров. И главное, рассказать о «забытом из династии Бенуа». Но это еще далеко не все, в ближайших перспективах — общение со швейцарскими музеями, чтобы устраивать еще выставки, посвященные Бенуа ди Стетто, пополняя экспозиции. Возможно, скоро у нас откроется и музей Бенуа…

На выставку собираются придти и московские родственники художника, Евгений Лансере с Ольгой Адамишиной.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру