ВАЛДАЙСКИЕ КОЛОКОЛА

Итак, после своего турне по российской родине Деда Мороза и визита на Рождественское богослужение в Великоустюжский собор уходящий президент Российской Федерации побывал на Валдае. Причем не для того, чтобы покататься там на горных лыжах, а с целью посетить местные православные святыни и повстречаться с руководством Русской Православной Церкви Московского патриархата. Выступление Путина в Успенском соборе Валдайского Иверского монастыря в субботу, 12 января, предпринятое в ответ на дифирамбы, вознесенные ему Патриархом Алексием II, было исполнено дипломатичного смирения и обычных для представителей высшей российской власти наших дней авансов, данных Московской патриархии. Понятно, что если со стороны лидеров РПЦ МП возносимые президенту и властям хвалы носят, в основном, "духовный характер", то получаемые на это ответы подтверждаются, как правило, исключительно материальными аргументами.

Впрочем, это вполне естественно. Потому что кого еще, кроме Путина, приличествовало благодарить Патриарху Алексию II за возрождение Иверского монастыря, о котором позаботились не отделенные от государства церковные структуры, а само государство, выделившее для того средства из своего бюджета. Во всяком случае, не собственных внутрицерковных клевретов. Те всегда находят финансовым средствам лучшее применение, чем неуместное растрачивание их на содержание и восстановление неподъемной церковной собственности, которая неуклонно преумножается. Правда, можно было бы поблагодарить Господа. Но, конечно же, не за нецелевые государственные расходы, а за удачное стечение обстоятельств. Ведь в продолжение почти семи лет Московской патриархии, вследствие ее востребованности в качестве идеологической опоры для реванша тоталитарного государственного устройства, был открыт "неограниченный кредит", не регулируемый никаким законодательством. Вот и теперь, вероятно, растрогавшись прозвучавшим из патриарших уст сравнением самого себя с Патриархом Никоном, а Путина - с царем Алексеем Михайловичем (Тишайшим), действующий российский президент подтвердил, что государство у РПЦ МП все еще в долгу.

В связи с этим и прозвучало уже наделавшее шуму обещание Путина, что он со своим государством будет "делать все, чтобы оправдать доверие русского народа, России, чтобы возрождалась духовная культура, чтобы помогать Церкви в ее служении России". А затем, будто в подтверждение неизбежности перехода количества в качество, поделился с присутствующими сведениями, которые вполне могли бы в иной ситуации составлять что-то вроде государственной тайны. Потому что, оказывается, это только из-за монастыря, а не с целью обустроить инфраструктуру во благо населения Валдая за счет федерального бюджета Российской Федерации, "федеральная дорожная служба построила мосты и дорогу, РАО "ЕЭС России" провело электричество". Ну, а сообщение Путина о том, что "Сбербанк России вложил десятки миллионов долларов в реконструкцию храма", сенсационно само по себе, потому что одно дело, когда о подобном "клевещут" журналисты, и совсем другое - когда их "байки" подтверждаются самим президентом.

Так что - "осталось только возродить роспись в храме и позолотить купола. Обещаю Вам, что это будет сделано в самое ближайшее время", - завершил свой отчет перед Патриархом российский правитель, который заявлял недавно, что не будет выдвигать свою кандидатуру на третий срок.

Подробности визита двух "предстоятелей" на Валдай, детали их совместных молений, заявлений, восхвалений и заверений о взаимодействии "во благо России и ее духовного возрождения" широко и открыто освещаются в средствах массовой информации, так что останавливаться на них особого смысла более нет. Но само "валдайское турне", если рассматривать его в неразрывной цепи событий последнего времени, наводит на размышления. Например, о том, что называть президента "уходящим", быть может, пока еще очень и очень преждевременно. Равно, как так же опрометчиво в том же безапелляционном тоне, вероятно, использовать эпитет "преемник" применительно к Дмитрию Медведеву, молившемуся в Рождество с супругой и Патриархом Алексием II в храме Христа Спасителя в окружении сравнительно мелкого чиновничества, священства и собственной охраны.

Быть может, это будет смахивать на конспирологические измышления, но в контексте истории России как-то очень органично всплывает время от времени очень важное и трудно осознаваемое обывателем понятие жертвы. Ведь, несмотря на то, что слово это широко известно и применяется в разных смыслах, о сути самого понятия мало кто осведомлен. Потому что объективно она - не столько результат чьего-то волевого акта, сколько одна из составляющих процесса эволюции в те ее периоды, когда нечто или некто вынуждены делать выбор лишь из двух вариантов. В таком выборе, осознанно или нет, но принимает участие и сама "жертва", что не раз уже проиллюстрировано, например, историей нашей страны.

Напряженная растерянность сегодня практически всех, от кого объективно требуется делать следующий ход - власти, разного рода влиятельных институтов вроде РПЦ МП, отдельных лидеров и всего общества, независимо от нарочитой приободренности, проявляется в старании лишь абы как заполнить время фактического междуцарствия. Потому что гнетущая атмосфера непредсказуемости не только какого-то сравнительно отдаленного будущего, но ближайших месяцев и недель, все острее требует разрядки, что и позволяет предполагать ситуацию, в которой жертва становится неизбежной.

Чуть менее сотни лет назад в условиях иной, но столь же интенсивной напряженности, такой жертвой стали народ и его материальная и духовная культура - религии, гуманитарные институты, генофонд. Есть все основания надеяться на то, что в сегодняшнем мире нам все же удастся транспонировать разрешение таких кризисов на иные, не столь губительные для масс ни в чем не повинных людей, уровни. Поэтому и необходимые жертвы обязаны будут выглядеть более "символично". Например, в виде каких-то знаковых персоналий или пусть даже организаций, жертвование которыми позволило бы людям вновь обрести утраченную зрячесть. Быть может, о чем-то подобном и свидетельствуют некоторые детали валдайского турне, где знаменитый символ Валдайского колокольчика обернется пока неслышимым колоколом.

Правда, столь внезапное одновременное прозрение слишком большого количества людей тоже способно обернуться недюжинной опасностью. Но это уже другой разговор.

ПОРТАЛ-CREDO.RU

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру