Непристойное предложение

Софтверный гигант Microsoft готов выложить почти 45 миллиардов долларов за компанию Yahoo, ставшую одним из пионеров Интернет-бизнеса, однако последняя не спешит соглашаться.

В минувшую пятницу на новостных лентах мира появилось сообщение, которое заставило встряхнуться весь мир информационного бизнеса, приготовившийся было к спокойным выходным. Китовая акула IT-бизнеса, американская Microsoft, заявила о намерении выкупить онлайновый бизнес Yahoo, ставший одной из первых ласточек того современного Интернета, с которым мы имеем дело каждый день.

Yahoo появилась на свет в начале 1994 года, когда, аспиранты Стэнфордского университета Дэвид Фило и Джерри Янг создали веб-сайт, который назывался “Путеводитель Джерри по Всемирной Паутине”. Он представлял собой каталог не очень многочисленных тогда интернет-сайтов. Создатели быстро оценили коммерческий потенциал проекта и 2 марта 1995 года основали корпорацию Yahoo.

В конце 90-х годов прошлого века Yahoo, вместе с другими представителями молодого Интернет-бизнеса,  переживала период бурного роста. В 1997 компания обзавелась собственной службой бесплатной электронной почты Yahoo!Mail, а потом и другими дополнительными сервисами, превратившими ее в один из первых многофункциональных онлайн-порталов. Для автора этих строк знакомство с Интернетом началось более 10 лет назад именно  с почтового сервиса Yahoo.  После того, как в начале нынешнего столетия пузырь  в Интернет-бизнесе оглушительно лопнул, Yahoo была одной из немногих компаний, сумевших пережить этот кризис.  Преодолев трудности, Yahoo продолжила развитие, пустив корни в областях телекоммуникаций и социальных сетей. Однако более молодой и энергичный конкурент в лице Google смог оттеснить  патриарха на второе место среди поисковых систем. Уменьшились и поступления от онлайновой рекламы. В результате прибыли компании идут вниз уже пятый квартал подряд, несмотря на титанические усилия руководства.

Впрочем, усилия Microsoft, направленные на то, чтобы отхватить более весомую часть лакомого пирога рынка онлайновой рекламы,  также не очень успешны. Google продолжает уверенно контролировать этот рынок, объем которого составил 40 миллиардов долларов в 2007 году, а к 2010, по прогнозам, должен вырасти до 80 миллиардов.

Поскольку Yahoo продолжает оставаться вторым по значимости игроком на этом рынке, желание Microsoft заполучить ее, выглядит вполне оправданным. Чуть более года назад, софтверный монстр из Редмонда уже вел переговоры о слиянии с Yahoo. Однако руководство последней нашло аргументы для отказа. А в конце прошлой недели  Microsoft предприняла повторную атаку, направив Yahoo неожиданное предложение о покупке за 44,6 миллиарда долларов, или 31 доллар за акцию. Оплата сделки предполагается наличными деньгами и акциями. "Мы очень уважаем Yahoo, и вместе мы сможем предложить крайне выдающиеся решения для наших клиентов, издателей и рекламодателей, в то время как мы займем более выгодную позицию на рынке он-лайн услуг", - говорилось в заявлении Microsoft. Синергический эффект от слияния, по оценкам Microsoft, должен составить  порядка 1 миллиарда  долларов в год.

Судя по всему, эта инициатива была достаточно неожиданной для руководства компании. Во всяком случае, ответная реакция последовала с некоторым запозданием. В официальном заявлении Yahoo говорилось, что предложение Microsoft будет тщательно рассмотрено советом директоров компании, однако не содержалось ни малейшего намека на возможность позитивного или негативного ответа.

Громкое  предложение софтверного гиганта, тут же породило целый спектр оценок и мнений, носящих, порой, полярный характер. Одни эксперты считают предложение Microsoft очень выгодным. По другим оценкам, Yahoo стоит заметно дороже предложенной цены.

Впрочем, даже если руководство компании согласится на продажу, это не обеспечит Microsoft решающего превосходства в битве с Google. По данным аналитической компании comScore, на Google приходится 77% глобального рынка Интернет-поиска, на Yahoo! – 16%, а Microsoft контролирует лишь около 3,7%. Таким образом, даже объединенная компания может рассчитывать не более чем на 20% долю. Специалисты считают, что Microsoft может рассчитывать на отдачу от своих вложений лишь в долгосрочной перспективе. Они также полагают, что возможная сделка не встретит серьезного сопротивления антимонопольных властей США, в силу того, что рыночная доля новой компании будет относительно невелика.

В свою очередь, простые работники Yahoo выразили опасения, что компания может потерять свою самобытную неформальную корпоративную культуру, после поглощения редмондским гигантом.

Начало текущей недели принесло с собой обострение ситуации. В ряде западных СМИ появилась информация со ссылкой на источники внутри компании, что руководство Yahoo рассматривает возможность альянса с Google, чтобы избежать поглощения со стороны Microsoft. Издание Wall Street Journal, в частности, сообщило, что генеральный директор Google Эрик Шмидт позвонил своему коллеге Джерри Янгу с предложением оказать помощь в противостоянии недружественному поглощению со стороны Microsoft. Руководство Yahoo, впрочем, пока не делало официальных заявлений по этому поводу. Аналитики предположили, что это не что иное, как попытка “набить цену” в торге с Microsoft.

Кроме того, Google заявила устами одного из представителей своего высшего руководства Дэвид Драммонда, что сделка с Microsoft несет в себе угрозу для двух основополагающих принципов Интернета: инновационности и открытости.
Он также обвинил Microsoft  в намерении распространить свою монополию в Интернет. Впрочем, наличие у Google серьезных намерений в отношении Yahoo пока остается под вопросом.

Таким образом, мы становимся свидетелями одной из самых драматичных интриг в истории информационной индустрии. Кто выйдет победителем: бездушная коммерческая машина  Microsoft или сторонники инновационной, но в то же время человечной философии, к которой принадлежат основатели Yahoo и Google? 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру