Охотники за глюками

Как заработать играючи?

Если ваше чадо сутками напролет сражается с отрядами вооруженных гоблинов или выслеживает на жидкокристаллическом мониторе группу террористов, это вовсе не значит, что в реальной жизни ему, кроме ближайшего ПТУ, ничего не светит. Напротив, такое хобби может положить начало блестящей карьере.

Отечественные геймеры осваивают новую профессию — тестер компьютерных игр. Этот человек проходит “игрушки” от и до, ищет в них ошибки и… получает за это неплохие деньги.

Люди, которые играют в игры

Рабочий день тестера компьютерных игр Ильи Кумарева начинается в семь часов вечера, сразу после первого выпуска вечерних новостей. Просыпается молодой человек немногим раньше. В шесть часов он на пути в ванную, в полседьмого садится за свой “утренний” кофе. До рабочего места рукой подать — все необходимое “железо” установлено тут же, на кухне.

— Раньше компьютер стоял в моей спальне, — говорит Илья. — Тогда я просто играл — не работал. А теперь ввязался во все это, и захотелось рабочую зону перенести подальше от кровати. По-моему, кухня — самое подходящее для этого место. Да и к холодильнику ближе…

Свою профессию редкой и необычной Илья не считает. Ведь в России, говорит он, первые тестеры появились еще в начале 90-х — тогда же, собственно, и возникли первые отечественные корпорации, занимающиеся разработкой и продажей компьютерных игр. Сейчас в Москве порядка 200—300 специалистов в этой области. Но постоянно их число растет.

— Игры тестируют разработчики и продавцы, — рассказывает Кумарев. — Делается это для того, чтобы удостовериться, что на обычном пользовательском компьютере программа работает нормально. По тому же принципу проверяется вся техника, поступающая на прилавки магазинов. Производителю и продавцу, отвечающим за качество, обязательно нужно убедиться, что все детали на месте и устройство “не сбоит”.

Конечная цель тестера компьютерных игр — найти “производственный брак” — ошибку в программе, коих, кстати, набирается в процессе создания игры немало. После проверки тестировщик обязан предоставить заказчику подробный письменный отчет о том, где и какие ошибки он обнаружил. Программисты, прочитав эту бумагу, должны понять, где и что нужно исправить. В рапорте указываются все мелочи — от букв в меню неправильного цвета до некорректного перевода субтитров.

Суточная доза

— Проходить игру можно сутки, двое или даже неделю, — говорит Илья. — В зависимости от сложности поставленной задачи.

— Но затягивать со сроками сдачи рапорта и проверкой игры нельзя, — отмечает коллега Ильи Павел Кудрик. — Игра должна выйти в свет раньше, чем ее успеют выпустить “пираты”.

Как ни странно, времени на то, чтобы преодолеть сложные моменты в игре, тестеру требуется немного. Гораздо больше сил отнимает многократная проверка продукта на разных операционных системах. Дело в том, что любая “игрушка”, попадающая в руки тестера, предназначена для использования на компьютерах разных типов: вот и приходится проверять все варианты.

Проходить одну и ту же игру по много раз приходится еще и потому, что во многих из них сюжет нелинейный — возможны разветвления. Проверять на ошибки и недочеты приходится каждый из возможных сценариев.

— Геймеры — то есть те, кто играет исключительно для собственного удовольствия, — проигрывать не привыкли, — говорит Илья Кумарев. — Цель их игры — выиграть. А вот тестерам приходится. Не забавы ради, а для дела. Этим, собственно, профессиональный тестер и отличается от обычного игромана. Кстати, по опыту могу сказать, что, например, в играх с детективным сюжетом (на языке геймеров такие программы называются “квесты”, от английского “quest” — загадка) “проигрышную” развязку иногда наблюдать гораздо интереснее, чем выигрышную. И геймеры много теряют, останавливаясь на победном варианте.

Азарт по расписанию

Таких, как Илья, — свободных художников, работающих на дому, — среди тестировщиков компьютерных игр немного. Это в основном студенты и школьники, совмещающие подработку с учебой и не планирующие связывать свое будущее с компьютерным бизнесом.

Большая же часть специалистов в области тестирования трудится не дома, а в офисе. Это уже никакие не студенты, а вполне состоявшиеся, взрослые люди, которые привыкли ходить на работу каждый день. Так, например, 24-летний Павел Кудрик, тестер с двухлетним стажем, говорит, что его рабочий день всегда начинается в 10 утра и заканчивается в 6 вечера.

— Однако, несмотря на жесткий график, свободного времени у офисных тестировщиков бывает много, да и ответственности на работе практически никакой, — делится опытом он. — Поэтому для многих тестирование игр — не основной источник дохода, а лишь “халтура” в дополнение к основному занятию. Вместе со мной, например, работает профессиональный переводчик: в промежутках между играми он строчит тексты. Другой коллега — заядлый тусовщик и рокер. Игры — его хобби, и он уже добрый десяток лет трудится тестером, но из-за того, что время от времени ему бывают нужны деньги.

Элементарно, дамы!

Девушек-тестеров в компьютерных корпорациях сегодня по пальцам можно пересчитать. Поэтому в геймерской среде к профессионалам в юбках особое отношение: их всюду любят, ценят и стараются беречь. Однако некоторые тестировщики уверены, что женщинам, профессионально играющим в игры, очень часто недостает сноровки и среди профессиональных тестеров им не место.

— Девушки хуже стреляют, — говорит Илья Кумарев. — Может, причина в том, что в этой сфере у женщин маловато опыта. Но мне кажется, что дело вовсе не в опыте, а в плохой реакции и невнимательности дам.

Зато понятие “женская логика” к барышням-тестерам никакого отношения не имеет. Всяческие бродилки-детективы — с задачками, разгадыванием сложнейших шифров и древних кодов — девушки щелкают как орешки. Иногда удается им это лучше, чем мужчинам.

Тест на терпеливость

— Вообще четкой специализации у тестеров нет, — поясняет Павел Кудрик. — У кого-то — блестящие навыки воина или убийцы, кто-то хорошо разгадывает загадки, кто-то — прирожденный стратег. Как правило, начальник знает о таланте каждого своего игрока и распределяет игры на тестирование в соответствии с этими знаниями.

Но бывает, что даже самый опытный и талантливый не может осилить прохождение какой-нибудь жутко сложной игрушки. Тогда подсказки можно поискать в Интернете. Если же информации в Сети нет, трудные места проходят всем коллективом.

— Происходит это примерно так: “Эй, Петь, помоги!” — смеется бывший тестер Александр Латышев. — У нас в офисе бывали ситуации, когда поглядеть на прохождение стекался весь коллектив.

— Однажды мне дали игру, коды к которой невозможно было найти в Интернете, — делится воспоминаниями Илья Кумарев. — Позвал к себе двух друзей-геймеров. Разбирались что к чему часа четыре. Сложные задания мне, конечно, нравятся, но не настолько… Пришлось делить гонорар с друзьями.

Лекарство от игромании

— Я диски с “игрушками” уже год не покупаю. На работе этого “добра” хватает, — признается Павел Кудрик.
Профессия действительно заставляет многих тестеров со временем пересмотреть свое отношение к компьютерным развлечениям.

— Все дело в том, что в офисе, просиживая сутки напролет за играми, сильно устаешь, — говорит Паша. — И на то, чтобы играть дома, сил просто не хватает.

Аспирант одного из московских вузов Александр Латышев, успевший проработать тестировщиком целых три года, с коллегой по цеху солидарен.

— Работа тестером сталкивает тебя с огромным количеством разных игрушек, — говорит он. — В конце концов ты понимаешь, что все они однотипны. Становится скучно. Просто пропадает интерес к игре. Так что для тех, кто никак не может избавиться от игровой зависимости, работа тестером может стать лучшим лекарством.

Правда, такой способ избавиться от игромании может стоить геймеру очень дорого: врачи отмечают, что слишком агрессивные “стрелялки” негативно влияют на нервную систему, а яркая графика способствует утрате зрения.

Однако сами тестеры с такими заявлениями не согласны:
— Нагрузка у тестера не больше, чем у обыкновенного менеджера, просиживающего за компьютером весь день, — в один голос утверждают они.

Ловцы слов

Профессии тестировщика научиться нельзя. Ни школ, ни специальных учебных заведений, выпускающих специалистов в этой области, в России пока нет.

Правда, на работу тестеров берут не за красивые глаза и прекрасный голос. Смотрят прежде всего на общий уровень образованности человека и его опыт...

— По-настоящему опытных тестеров в отделы разработки компьютерных игр приходит мало, — говорит Павел Кудрик. — Те, кто уже успел потрудиться в этой должности, как правило, уходят на более серьезные должности — скажем, дизайнер и разработчик графики для компьютерных игр, сценарист. Так что при подборе людей на вакансию тестеров менеджеры по персоналу оценивают прежде всего опытность не тестерскую, а геймерскую.

Чтобы понять, насколько компетентен человек в области компьютерных развлечений, работодателю достаточно поговорить с ним 10—15 минут. Эта часть интервью при устройстве на работу самая легкая. На собеседовании желающих стать тестировщиками ждет гораздо более трудное испытание… тест по русскому языку.

— Большая часть работы тестировщика связана с так называемыми локализованными играми — продуктами, переведенными на русский язык с английского, — объясняет Александр Латышев. — Такие игрушки часто приходят из-за границы полностью проверенными и укомплектованными. Единственная проблема для продавца в этом случае — грамотно перевести их на русский язык. Иногда издателю это удается, иногда — не очень. Задача тестера при проверке такой локализованной игры — найти ошибки во всех текстовых файлах и окошках, проследить, чтобы субтитры и речь героя были грамотными. Именно поэтому тем, кто владеет русской грамматикой в совершенстве, при приеме на работу отдают предпочтение.

Игры на перспективу

Тестер компьютерных игр — стартовая позиция в любой крупной корпорации, занимающейся разработками развлекательных проектов. Так что, понятное дело, на большой оклад новички, едва сошедшие со школьной скамьи, могут не рассчитывать. В среднем зарплата тестера по Москве — от 10 до 20 тысяч в месяц.

Кое-где платят и больше, но для этого тестеру нужно быть специалистом с как минимум 3-летним опытом работы на подобной должности.

— На зарплату от 30 тысяч и выше могут рассчитывать профессионалы, способные разобраться не только в субтитрах и текстах, но и в тонкостях программ, которые готовы работать с российскими разработчиками, создающими игры с нуля, — говорит Илья Кумарев. — Сложность работы тестера в этом случае заключается в том, что игру надо будет проходить поэтапно и эпизодично на разных этапах создания продукта. Над одним проектом в такой ситуации можно корпеть и год, и два.

Если не большие деньги, то отличные перспективы тестировщику гарантированы. С этой должности хоть в сценаристы игр, хоть в разработчики дизайна, хоть в редакторы меню. Но большая часть бывших тестеров предпочитают работать рецензентами игр в компьютерных журналах и менеджерами по продажам в издательских компаниях, занимающихся выпуском игр.

До 16 и старше

Во многих американских компьютерных корпорациях есть правило: молодые люди могут работать тестерами компьютерных игр, но только если они уже не студенты колледжей и институтов, а закончили учебу. Считается, что работа тестером сильно вредит занятиям молодых людей и подавляет их желание учиться.

ИЗ СЛОВАРЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТЕСТЕРА:

Баги — ошибки, недоработки, глюки. Слово произошло от английского “bag”, что означает “жук”. Этимология термина чрезвычайно интересна: дело в том, что во времена существования допотопных компьютеров весом несколько сотен килограммов неполадки в системе часто случались из-за того, что тараканы или мухи заползали в машину. С тех пор внешний вид компьютера сильно изменился, а жуки все равно появляются — только не реальные, а виртуальные. И величают их так же.

Боты — это компьютерные человекоподобные персонажи в различных “мочилках-стрелялках”.

Гама (от англ. “game”) — игра.

Геймер — игрок, фанат компьютерных игр.

Глюк — неполадка в игре, которая может либо появиться, либо нет, иногда появляется только на конкретной машине (компьютере).

Дамаж или демейдж (от англ. “damage”) — повреждения.

Компилить — преобразовывать язык программирования в машинный код в соответствии с внесенными изменениями.

Крякать — взламывать код или программу (игру).

Ламер — неумелый игрок.

Прохождение — подробное описание всех этапов игры. Опытные геймеры, успевшие поиграть в ту или иную игру, которая скоро выйдет в русском варианте, вывешивают прохождения на специальных интернет-сайтах. С помощью них другие игроки, в том числе и тестеры, могут получить подсказку о том, как пройти трудные места.

Чит-коды (cheat code) — шифры (пароли), позволяющие геймеру получить преимущество в игре. Тестеры иногда пользуются ими, чтобы быстрее активизировать возможности персонажей игры, которые требуется проверить, или для того, чтобы дойти до какого-либо уровня быстрее.

Юзать — использовать, пользоваться.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру