Железобетонная поэзия на обоях (ФОТО)

В Российской государственной библиотеке открылась выставка футуристической книги.

 «Наргилэ макака ужимки негритян фес ки ко фе ски». Вот так нелепо-интригующе начинается одна из забавных книг, представленных на выставке в Российской Государственной Библиотеке. Это поэма  ни какого-нибудь там малограмотного поэта-самородка, а «футуриста-песнебойца» (!!!) Василия Каменского.  И сборник, в котором сей опус напечатан,  имеет еще то название«Танго с коровами». Имеется подзаголовочек«Творческий опыт железобетонной постройки поэм». И издана книга в 1914-м году на… обоях, причем  в цветочек – чтобы дать очередную пощечину общественному вкусу.

Книги футуристов – радикального литературно-художественного движения 10–20-х годов ХХ века, куда в разных сочетаниях входили Маяковский, Малевич, Крученых, Хлебников, братья Бурлюки и другие, – почти не выдаются на руки даже в отделе редкой книги РГБ. Бумага, на которой футуристы изощрялись с «кораблем современности», только что не туалетная: папиросная, оберточная, страницы из тетрадей, обои, картон, нередко соединенный обычными скрепками. Надо знать, что без особых условий хранения срок жизни, например, папиросной бумаги – 20–25 лет, потом она превращается в бесформенную массу.

А начинается выставка с той самой знаменитой «Пощечины общественному вкусу» (1912 г.). Книжка как книжка – вроде ничего провокационного, разве что самая первая страница сделана из грубого холста. Именно там футуристы рекомендовали сбросить с корабля современности Пушкина и прочих ребят.

С Пушкиным Крученых поработал еще и отдельно – в книге «500 новых острот и каламбуров Пушкина» 1924 г. Ничего крамольного, Крученых всего лишь исследует стихи классика. Но зато в названиях глав он «оторвался»: «Икающие стихи», «Незаконнорожденные  в тексте», «Семь тысяч сдвигов Пушкина». Не подумайте ничего такого: речь всего лишь о сдвигах стихотворных строк.

Книжечка под названием «Тэ ли лэ» 14-го года Велимира Хлебникова и Алексея Крученых – как раз  из «зауми» типа «дыр бул щир», самой известной футуристической строчки. Поэтический сборник «Садок судей. II.» напечатан на бледно-розовых в цветок обоях. «Рыкающий Парнас», «Молоко кобылиц», «Ожирение роз», «Полуживой» – одни названия чего стоят. На обложке «Заумной книги» приклеена аппликация – розовое сердечко. В центре сердечка пуговица.

Один из ценнейших экспонатов – «Я» Маяковского. На обложке сам автор в безумной шляпе с стиле Геккельберри Финна. Стихи перемежаются оригинальными рисунками – голые, корявые мужчина и женщина, например. Это ранний Маяковский, самое начало – на выставке есть и фотография его 1909 года в такой же шляпе.

Отдельный стенд – собранные по крохам книги Велимира Хлебникова, одного из самых звеняще-воздушных поэтов-авангардистов, автора знаменитых строк: «Крылышкуя золотописьмом тончайших жил, кузнечик в кузов пуза уложил премного разных трав и вер». Хлебников несмотря на яркость необычного его стиха был человек скромный, черновики свои прятал в наволочки и ничего особенно не хранил. И свои стихи не дочитывал – прочитает немного, скажет «и так далее». Он умер в 22-м от тифа в Новгородской области.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру