Эксперты "МК" комментируют закон "О полиции"

Людмила Алексеева, глава Московской Хельсинской группы, Владимир Химаныч, председатель правозащитного объединения «Свобода воли», Лев Пономарев, глава общероссийского движения «За права человека», и Сергей Булавин, статс-секретарь МВД России, заместитель министра, ответили на наши вопросы

Людмила Алексеева, глава Московской Хельсинской группы, Владимир Химаныч, председатель правозащитного объединения «Свобода воли», Лев Пономарев, глава общероссийского движения «За права человека», и Сергей Булавин, статс-секретарь МВД России, заместитель министра, ответили на наши вопросы

Владимир Химаныч, председатель правозащитного объединения «Свобода воли»

- Если давать общую оценку, то, безусловно, данный законопроект, по сравнению с настоящим законом — шаг вперед. Однако я считаю, что можно было бы сделать принципиально новый законодательный акт «прямого действия». А именно — документ, в котором был бы прописан алгоритм действия сотрудника милиции в каждой ситуации, которые случаются в их повседневной работе. Такой алгоритм помог бы сотруднику правоохранительных органов, не имеющему, к примеру, достаточного юридического образования (хотя трудно себе представить такую ситуацию) более четко выполнять возложенные на него обязанности.

Плюсы законопроекта в первую очередь в том, что в нем достаточно полно прописаны права граждан при взаимодействии с сотрудником правоохранительных органов. К примеру, гражданин с самого начала имеет право на помощь адвоката. Кроме того, при задержании он имеет право сделать звонок родственникам и сообщить, что он в милиции. Раньше это должны были сделать сами милиционеры. С другой стороны, в моей практике не было случаев, когда сотрудники милиции отказывали бы гражданам в звонке (если только это не криминальный авторитет).

Есть, впрочем, недоработки. Как мне кажется в законопроекте много неконкретных формулировок. Очень часто какая-либо ситуация здесь рассматривается с точки зрения других законов. Это значит, что сотруднику правоохранительных органов, прежде чем принять решение, придется тратить время на чтение других законов.

 

Людмила Алексеева, глава Московской Хельсинской группы

- Совсем неплохой законопроект. Хорошие поправки. Однако это косметический ремонт организации, которая нуждается в коренной реформе. В нем нет двух очень важных, я бы сказала, принципиальных вещей. Во-первых, в нем ничего не сказано о статусе милиции в сфере госслужб. Не понятно - это гражданская полицейская служба или военная служба. К примеру, в демократических странах полиция относится к гражданским службам. Ее задача защищать граждан, а не подавлять их, как это на деле происходит у нас. Поэтому наш народ не любит милицию. Во-вторых, нет ни слова о подготовке полицейских. Хотя система подготовки полицейских нуждается в коренном изменении. Пока сотрудников правоохранительных органов будут учить защищать начальство от граждан, а не охранять граждан от преступников, ничего не изменится. Это две принципиальные вещи, о которых законопроект умалчивает. Так что очень хорошо, что президент продлил срок обсуждения законопроекта до марта. Летом, когда все были в отпусках или были отвлечены пожарами, было не до законопроекта.

 

Лев Пономарев, глава общероссийского движения «За права человека»

- Старый закон о милиции был не такой уж плохой. А новый закон коррупцию в правоохранительных органах не поборет. А это основная задача реформы. Я считаю, что силы нужно бросать на борьбу с коррупционерами, предпринимать конкретные шаги, а не тратить время на новые законопроекты. Это еще раз говорит о том, что все, что сейчас делается всего лишь имитация реформы.

 

Сергей Булавин, статс-секретарь МВД России, заместитель министра

 - В Законе «О полиции» значительно усилены общественно значимые акценты.

Многим положениям документа, отражающим социальное назначение полиции, теперь отведено ключевое место в законопроекте. Например, если раньше говорилось о применении мер государственного принуждения, то теперь речь идет об обязанности прийти на помощь каждому, кто нуждается в защите от преступных и иных противоправных посягательств.

От каких-то функций, вызвавших справедливые общественные нарекания, предлагается отказаться. Например, от права требовать при определенных условиях от организаций проведения проверок и ревизий финансово-хозяйственной деятельности этих организаций, либо проводить их самостоятельно в сроки и по основаниям, которые установлены уголовно-процессуальным законодательством России. Здесь, с одной стороны, прослеживалась некоторая избыточная возможность вмешиваться в деятельность бизнеса, а с другой стороны, происходило дублирование нормы УПК. Решено отказаться и от согласования полицией различного рода массовых мероприятий, поскольку выполняющие эту функцию органы местного самоуправления помимо прочего должны оценить во взаимодействии с представителями полиции меру потенциальной общественной опасности и финансово-экономические издержки при проведении подобного мероприятия.

Что касается вступления Закона в силу с 1 марта, то это во многом связано с необходимостью уделить внимание работе с личным составом при создании полиции, осуществить необходимые подготовительные организационные мероприятия. При этом сам закон может быть принят уже в ходе нынешней сессии Госдумы, чтобы дать возможность начать реализацию указанных мероприятий.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру