“Силовые” детали

“МК” проанализировал ключевые моменты проекта

Отредактированный проект Закона “О полиции” для “МК” оценили эксперты, а мы, в свою очередь, выделили несколько наиболее важных деталей документа.

“МК” проанализировал ключевые моменты проекта

Обязанность полицейского объяснять подозреваемому его права. Об этом нововведении очень много говорили и надеялись, что оно не просто будет рабочим, но и изменит ситуацию с правами задержанного.

На деле же так называемое правило Миранды, действующее в США, в новом российском проекте по сути носит декларативный характер. В Штатах в случае нарушения полицейским правил задержания все последующие доказательства, собранные против гражданина, признаются юридически ничтожными. В российском законопроекте никакие санкции в отношении нарушителей этой нормы не описываются…

До судебного решения никто не может быть подвергнут задержанию на срок более 48 часов. Есть у граждан и право на один телефонный звонок — не позднее трех часов с момента задержания. Для всех, кроме тех, кто скрывался от следствия и суда. Нормы по питанию и медобслуживанию задержанных должны быть установлены правительством.

Запрет на беспрепятственное проникновение полицейских в жилище в любое время суток, возможность граждан знакомиться с материалами дел. В новой версии законопроекта четко оговорено, что полицейские не могут входить в помещения против воли проживающих там лиц. Полицейских обязали знакомить граждан с документами и материалами по их делу. Но только “если иное не установлено законом”. Полицейские обязаны не реже одного раза в месяц информировать граждан о ходе рассмотрения их заявлений.

Запрет на членство в политических партиях. В статье “Беспристрастность” полицейским запретили состоять в политических партиях и опираться при вынесении решений на мнение общественных и религиозных организаций.

Извинения перед гражданами. По новому закону, полицейский, нарушивший права, теперь должен извиняться перед гражданином, придя к нему домой или на работу. Пока законопроект не принят, для извинений надо самим приходить в милицию, когда вызовут. Если сотрудник нарушит права и свободы граждан, то он обязан “в пределах своих полномочий принять меры к восстановлению нарушенного правового состояния”.

Следствие. В законопроекте говорится только о проведении дознания, а не о следствии МВД. Это может служить подтверждением того, что создание Единого следственного комитета все-таки планируется, а потому и нет смысла выделять отдельным пунктом следственные органы.

Возможность участия полицейских в деятельности по поддержанию и восстановлению международного мира и безопасности. Правда, в каждом конкретном случае для этого нужно решение президента.

Внешний вид. Каждый сотрудник полиции должен будет иметь нагрудный знак с именем и званием, по которому его можно будет идентифицировать.

Между тем ряд норм из первоначального варианта проекта подверглись критике общественности, но были оставлены в тексте…

Закон все-таки закрепляет право полиции на хозяйственную деятельность по охране имущества граждан и организаций на договорной основе. Но из статьи “Права полиции” полностью изъят пункт, разрешавший полицейским при наличии признаков подготовки преступления проводить проверки финансово-хозяйственной деятельности или требовать, чтобы сама фирма провела такую проверку.

Полиции оставлены обязанности следить за соблюдением Правил дорожного движения или осуществлять контроль за охранными агентствами, оборотом оружия, розыском пропавших без вести, госзащиту потерпевших, свидетелей и судей.

В документе не прописано разделение на федеральную и муниципальную полицию (что давало бы возможность диверсифицировать контроль и лучше бороться с коррупцией в милицейских рядах).

Отчитываться полицейских обязали перед законодательными органами, муниципальными образованиями и гражданами. Но периодичность и порядок отчета возложили на самих полицейских. Хотя в общественные советы при полицейских подразделениях теперь включили правозащитные, религиозные и иные организации, в том числе профсоюзы и объединения предпринимателей.

Полицейский не вправе “подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий”. То есть инициатива департамента собственной безопасности МВД, предлагавшего проверять чиновников на коррупционную устойчивость, отклонена.


Олег Фочкин 

МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ

Статс-секретарь МВД России, замминистра Сергей БУЛАВИН: “Многим положениям документа, отражающим социальное назначение полиции, теперь отведено ключевое место. Например, если раньше говорилось о применении мер государственного принуждения, то теперь речь идет об обязанности прийти на помощь каждому, кто нуждается в защите от противоправных посягательств…

От каких-то функций, вызвавших справедливые общественные нарекания, предлагается отказаться. Например, от права требовать при определенных условиях от организаций проведения проверок и ревизий их финансово-хозяйственной деятельности либо проводить их самостоятельно. Здесь, с одной стороны, прослеживалась некоторая избыточная возможность вмешиваться в деятельность бизнеса, а с другой стороны, происходило дублирование нормы УПК.

Что касается вступления закона в силу с 1 марта, то это связано с необходимостью уделить внимание работе с личным составом при создании полиции, осуществить необходимые подготовительные мероприятия. При этом сам закон может быть принят уже в ходе нынешней сессии Госдумы”.

Владимир ХИМАНЫЧ, председатель правозащитного объединения “Свобода воли”: “Плюсы законопроекта в первую очередь в том, что достаточно полно прописаны права граждан при взаимодействии с сотрудником правоохранительных органов — например, право сделать звонок родственникам и сообщить о своем задержан. Есть, впрочем, недоработки. Как мне кажется, в законопроекте много неконкретных формулировок. Очень часто какая-либо ситуация здесь рассматривается с точки зрения других законов. Это значит, что сотруднику правоохранительных органов, прежде чем принять решение, придется тратить время на чтение этих законов”.

Людмила АЛЕКСЕЕВА, глава Московской Хельсинкской группы: “Совсем неплохой законопроект. Хорошие поправки. Однако это косметический ремонт организации, которая нуждается в коренной реформе. В нем нет двух очень важных вещей. Во-первых, ничего не сказано о статусе милиции в сфере госслужб. Непонятно — это гражданская полицейская служба или военная служба. К примеру, в демократических странах полиция относится к гражданским службам. Ее задача — защищать граждан, а не подавлять их, как это на деле происходит у нас. Поэтому наш народ не любит милицию. Во-вторых, нет ни слова о подготовке полицейских. Хотя система подготовки нуждается в коренном изменении. Пока сотрудников правоохранительных органов будут учить защищать начальство от граждан, а не охранять граждан от преступников, ничего не изменится”.

Лев ПОНОМАРЕВ, глава общероссийского движения “За права человека”: “Новый закон коррупцию в правоохранительных органах не поборет. Я считаю, что силы нужно бросать на борьбу с коррупционерами, предпринимать конкретные шаги, а не тратить время на новые законопроекты. Это еще раз говорит о том, что все, что сейчас делается, — лишь имитация реформы”.


Дарья Федотова

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру