Москва оказалась резиновой

Расширение границ столицы в один момент из абстрактной идеи превратилось в рабочий проект

Споры о слиянии Москвы и области, вяло тлеющие уже многие годы, в один момент вспыхнули с силой лесного пожара. А все потому, что Дмитрий Медведев выступил с инициативой расширить границы Москвы и создать Столичный федеральный округ, в который переедут правительственные и другие госучреждения. Руководители Москвы и Подмосковья, впрочем, уверяют, что об административном объединении двух регионов речь по-прежнему не идет и присоединять к столице Одинцово или Химки никто пока не собирается.

Расширение границ столицы в один момент из абстрактной идеи превратилось в рабочий проект

Разговоры о возможном слиянии Москвы и области идут по меньшей мере 15 лет. Весной прошлого года Институт современного развития (ИНСОР) опубликовал доклад “Объединение регионов: за и против”, авторы которого предложили четыре сценария взаимоотношений двух регионов, наиболее приемлемым из которых были признаны договорные отношения и согласованное развитие столицы и ее ближайшего соседа (кстати, именно по этому пути последние месяцы стараются идти Сергей Собянин и Борис Громов).

Юрий Лужков несколько раз менял свою позицию по поводу объединения. А область традиционно относилась к этой идее отрицательно. Наиболее активно тема стала обсуждаться после отставки Лужкова. В ноябре 2010 года депутат Госдумы от ЛДПР Владимир Таскаев предложил сократить число регионов до 50–60 с населением от 2 млн. человек, начав с объединения Москвы и Московской области. А “Справедливая Россия”, изучив мнение москвичей и жителей Подмосковья, объявила о необходимость “создать Столичный федеральный округ, который занимался бы стратегическим развитием Москвы и области”. В феврале этого года на возможность такого решения прозрачно намекнул полпред президента в ЦФО Георгий Полтавченко. “Я считаю, что, в принципе, укрупнение регионов возможно. Я имею в виду в том числе создание единого московского региона — агломерации, которая могла бы впитать в себя близлежащие территории”, — заявил он на встрече с депутатами законодательных собраний.

Таким образом, слова Дмитрия Медведева на экономическом форуме о планах по созданию “Столичного федерального округа, выходящего за традиционные границы Москвы”, упали на удобренную почву и не вызвали шока у основных адресатов. Столичный градоначальник заявил, что поддерживает предложение президента. “Перемещение огромного количества учреждений из центра для Москвы и москвичей — чрезвычайно позитивный фактор для более гармоничного развития города”, — подчеркнул мэр. (Напомним, что еще до перевода Собянина на работу в Москву СМИ писали о его причастности к разработке проектов по укрупнению регионов и, в частности, по созданию Столичного федерального округа. )

Вместе с тем, по словам градоначальника, планов по административному объединению двух регионов у главы государства нет. Расширение границ Москвы, о котором упомянул Дмитрий Медведев, необходимо исключительно для перемещения на новые территории федеральных госучреждений. И для этих целей, считает Собянин, нужно создавать специальный город-спутник. “На мой взгляд, речь идет о локальной зоне, которая позволила бы дать серьезный импульс для новых инвестиций, о создании по сути нового современного города-спутника в границах Москвы”, — заявил он журналистам в кулуарах Санкт-Петербургского экономического форума.

Аналогичной точки зрения придерживаются и в администрации Подмосковья. Губернатор области Борис Громов находится в отпуске, а его пресс-секретарь Андрей Барковский сообщил “МК”, что уже принято решение о создании рабочей группы под руководством зам председателя правительства Владимира Жидкина, которая займется подбором участка для будущего города-спутника. “На этой территории будут строиться административные здания под размещение в них госучреждений”, — уточнил он.

Какие именно федеральные структуры будут выведены за нынешние границы Москвы, пока неизвестно. По словам Сергея Собянина, решение этого вопроса находится в компетенции президента и правительства РФ. Однако мэру уже очевидно, что решение о создании столичного федерального округа повлечет за собой “серьезные изменения Генерального плана Москвы и смещение инвесторов, которые сейчас инвестируют в создание офисных центров в Подмосковье”. “Мы не сможем ограничиться маленьким пятачком для размещения органов власти. Это потребует более широкого взгляда на проблему”, — уверен Собянин. Он не исключил, что городские учреждения также могут быть переведены из центра столицы на ее новые окраины.

В интервью “МК” Сергей Собянин рассказал, что сразу после выступления Дмитрия Медведева связался с Борисом Громовым: “Мы приняли решение создать совместную группу, которая в течение недели соберет мнения различных экспертов, выработает необходимые предложения и передаст их в федеративный центр. Только тогда будет понятно, жители каких подмосковных городов могут стать москвичами”.

Простое расширение границ Москвы не потребует проведения референдума, утверждают в правительстве Москвы и Мосгордуме. Это чисто техническая процедура, которая проводится на протяжении уже нескольких десятков лет и оформляется соглашением между администрациями двух регионов. Таким образом Москва получила в свой состав земли Южного Бутова, Куркина и Щербинки, а теперь хочет получить Люберецкие поля аэрации, где ведется строительство муниципального жилья.

Создание нового города-спутника потребует также пересмотра совместной программы развития двух регионов, над которой работают Собянин и Громов. Именно сюда придется в приоритетном порядке прокладывать скоростные магистрали и протягивать ветку метро. Именно здесь будут строиться объекты энергетики и жилье, в первую очередь — служебное. При этом цены на квартиры в самом мегаполисе, по мнению Собянина, существенно снизятся.

Хотя представители Москвы и области изо всех сил пытаются свести инициативу Дмитрия Медведева к решению чисто технических проблем, создание нового федерального округа — задача прежде всего политическая. В беседе с журналистами помощник президента Аркадий Дворкович не исключил, что для ее реализации могут потребоваться изменения в Конституции. Кроме того, возникает вопрос об управлении “столичной агломерацией”. Большинство экспертов сходятся во мнении, что наибольшие шансы возглавить Столичный федеральный округ (с сохранением нынешнего поста) имеет мэр Москвы Сергей Собянин.


Елена Егорова Сергей Артемов

фото: Наталия Губенаторова

БЕЛОКАМЕННАЯ: ИСТОРИЯ РОСТА

“Чтобы не было провозу не явленых товаров и корчемных питий”, в 1742 г. всю территорию Москвы обнесли оградой — валом с рогатками и шлагбаумами в проездах. Этот предел Москвы получил название Камер-Коллежского вала.

Следующим вещественным объектом, обозначившим фактические рубежи города, стала Московская окружная железная дорога, построенная в 1903–1908 гг. Но начиная с 1922 г. столица стала постепенно заползать за пределы окружной, присоединяя к своим районам участки Московской области на северо- и юго-западе, на юго-востоке.

Сооружение МКАД, объявленной в августе 1960 г. новой административной границей Москвы, вновь дало Первопрестольной четко обозначенные на местности рубежи. Внутрь колечка попали и пять ближних городов: Бабушкин, Люблино, Кунцево, Перово и Тушино. Они превратились в новые районы столицы. Одновременно с этим у Москвы появился город-спутник — Зеленоград.

Четверть века спустя, в 1984 г., административные границы города были в очередной раз расширены. На карте появились несколько выступов за пределами МКАД.

С 1708 года Москва являлась составной частью и центром Московской губернии (с 14 января 1929 г. — Центрально-Промышленной, с 3 июня 1929 г. — Московской области) и только 25 февраля 1931 г. столица стала самостоятельной административно-хозяйственной единицей.

Проекты по объединению Москвы и пригорода появились уже в 1930-е годы. Архитектор Сергей Шестаков разработал проект большой Москвы как единого целого с уездными городами. Площадь города по проекту должна была составить 200 тыс. га (почти вдвое больше, чем сейчас), но проживало бы в городе около 4 млн. человек. В 1980-х годах главным архитектором Москвы Леонидом Вавакиным был предложен единый генплан развития Москвы и области.

В 1991 г. Президиум Верховного Совета РСФСР дал поручение провести 12 июня референдум об объединении города и области, Мособлсовет его проигнорировал. В конце августа 1991 г. вышел указ Президента РСФСР, предписывающий мэру Москвы подготовить соответствующий проект. 21 ноября 1991 г. в СМИ появилось сообщение, что проект указа об образовании столичного округа готов. По слухам, тогдашний план объединения предусматривал, что мэр Москвы станет первым губернатором.

В июне 2003 г. мэр Москвы Юрий Лужков назвал идею разработки единого генплана развития Москвы и области “результатом болезненного и нелогичного мышления”, поясняя, что “создание некоего московского княжества с населением 17 млн. человек ничего хорошего не принесет”.

Однако почти через 3 года мнение Лужкова изменилось. “Это предложение не лишено смысла, — ответил он на вопрос газеты “Известия” об объединении. — Оно снимет многие социальные проблемы жителей Подмосковья. Да и город тоже внакладе не останется”.

26 мая 2006 г. Лужков заявил, что объединение Москвы и Московской области в один регион — “вещь во многих отношениях полезная”: “Я думаю, что если руководство страны такую мысль поддержало бы, то проработка этого вопроса имела бы смысл”.

Ему оппонировал губернатор Московской области Борис Громов: “Если вдруг Москва и Московская область все-таки объединятся, то с точки зрения финансового, экономического, научного и любого другого потенциала это будет настоящий монстр. К тому же возникает вопрос — как он будет управляться? Как итог всего этого можно задать вопрос: зачем это нужно? “

7 октября 2009 г. Юрий Лужков снова заявил, что “вопрос объединения Москвы и области — вопрос времени”, так как “Москва и область — одна структура по существу”. “Это только пиар-кампания, как я понимаю. Мое личное мнение: никакого объединения быть не должно”, — отреагировал Громов.

Наконец, 24 марта 2011 г. Сергей Собянин заявил, что планов объединения Москвы с областью нет: “У нас во взаимоотношениях с Московской областью таких планов нет, и мы их не обсуждаем”.


Александр Добровольский
Владимир Хлудов

А КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К РАСШИРЕНИЮ СТОЛИЦЫ?

Владимир Платонов, председатель Мосгордумы:

— Если говорить об увеличении и присоединении территорий, то эти вопросы всегда решались централизованно партией и правительством. Сейчас ситуация гораздо сложнее — вряд ли субъекты Федерации могут взять и кому-то что-то просто так отдать. Во всяком случае, мы не до конца урегулировали даже те границы, которые были установлены в 1983 году. Я с удовольствием буду наблюдать за реализацией предложения президента. Но пока нельзя сделать исчерпывающих выводов, до каких пределов будет расширяться Москва.

Михаил Москвин-Тарханов, депутат Мосгордумы:

— Создание единого округа для выполнения столичной функции — нормальная вещь. Я бы создал единую федеральную столичную коллегию для управления проблемами округа и реализации столичных функций; в нее вошли бы вице-премьер российского правительства, мэр Москвы и губернатор Подмосковья со своим окружением. Коллегия могла бы принимать основные стратегические решения по вопросам развития городской агломерации — причем обязательные для исполнения правительствами обоих субъектов и федеральных ведомств.

Павел Грудинин, депутат Мособлдумы, директор ЗАО “Совхоз им. Ленина”:

— Если бы от того, что к Москве присоединили всю Россию, улучшилась жизнь в России… Я считаю, что если и надо что-то делать в этом плане, так это пересмотреть систему налогообложений, как делается во всем мире, когда гражданин платит налоги не по месту работы, а по месту своего проживания, если бы у нас было так, и все, кто прописан на Рублевке, платили налоги в бюджет Московской области, я думаю, тогда скорее Москва попросилась бы в область, а не наоборот.

Депутат Госдумы от “Справедливой России”, коренной житель Коломны Геннадий Гудков:

— Идею создания столичного федерального округа я поддержу только в том случае, если из Москвы уедут все чиновники и все органы власти. Но уедут не в Химки или Красногорск, а километров за 150–200, куда-нибудь во Владимирскую или Калужскую область. Там для них надо построить специальный чиновничий город, проложить скоростную железную дорогу и автобаны — чтоб до Москвы в случае необходимости они могли добираться за 1 час. Тогда Белокаменная избавится от бесконечных пробок, мигалок и спецсигналов, превратится в настоящую культурную столицу России.

Расчленять Московскую область ни в коем случае нельзя, это похоронит ее инфраструктуру, сельское хозяйство. В Москве только федеральных чиновников за миллион. Подмосковье такую армию принять просто не сможет!

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру