Дорогая моя столица, золотая моя Нью-Москва...

Кому выгоден перенос федеральной власти в город-спутник на пустыре?

06.07.2011 в 18:44, просмотров: 14031

17 июня 2011 года на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) Президент России Дмитрий Медведев впервые озвучил идею о строительстве под Москвой города-спутника, куда почти в полном составе переедет федеральная власть.

Дорогая моя столица, золотая моя Нью-Москва...

Правительство, министерства и ведомства, даже обе палаты Федерального собрания — Совет Федерации и Госдума. Осталось только неясным, уедет ли из центра столицы и сам президент. И превратится ли Кремль, оплот и символ нашей вековой авторитарной государственности, в сплошной музей и туристическое развлечение.

Говорят, впрочем, что автором идеи выноса правительствующих учреждений за Московскую кольцевую автодорогу (МКАД) был не Медведев. Сначала вроде бы эта идея посетила коллективную голову рабочей группы по созданию Международного финансового центра (МФЦ) в Москве, возглавляемой экс-шефом кремлевской администрации Александром Волошиным. Потом грандиозная мысль овладела столичными властями, которые увидели в городе-спутнике прекрасный повод расширить границы за счет сопредельной области. Ну и так постепенно доросло до президента.

Хотя чья идея — признаться, не так и важно. Важно, кто и как возьмется ее воплощать. Но об этом позже.

Концепция города-спутника вызвала у многих зрителей/слушателей неподдельный энтузиазм. Действительно. Многие специалисты много лет подряд говорили, что надо как-то вынести столицу из Москвы. И вот оно — таки выносят! А сколько разговоров было об альтернативной урбанизации, т. е. о создании совсем новых городов с качественно новой инфраструктурой и архитектурой? Разве пресловутый спутник не относится к их числу?

Потребовалось несколько жарких недель, чтобы экспертный бомонд пришел к неутешительному выводу: в действительности все не так как на самом деле.

Во-первых, город-спутник не означает переноса столицы. Имеется в виду просто механическое расширение существующей столицы в одном из географических направлений.

Во-вторых, никакой альтернативной урбанизацией в проекте нового бюрократического рая не пахнет. Просто будет очередной микрорайон Москвы, на старых коммуникациях, с использованием прежних технологий.

В-третьих, и со смертельными московскими пробками ничего такого существенного не произойдет. Они просто подвинутся вослед городу-спутнику — в том направлении, где его построят (если построят). Да и в центре Москвы транспортный коллапс никуда не исчезнет, ведь здания органов власти и управления преобразуют в отели и “элитные жилые комплексы” — со всеми вытекающими отсюда автомобильными последствиями.

Нам еще объясняли, что в случае переноса правительства-парламента за МКАД большому начальству не придется вообще заезжать в город Москву: оно на своих машинах с мигалками сможет добираться до рабочих мест прямо через область, в силу чего в городе станет куда меньше VIP-автомобилей и проблем, ими порождаемых.

Так-то оно, может, и так. Да вот только власть состоит не из одних биг-боссов на черных “Мерседесах”. В аппарате Правительства РФ работают более 1300 человек. В федеральных органах исполнительной власти — свыше 30 000 сотрудников. В системах жизнеобеспечения власти законодательной — почти 3,5 тыс. И подавляющее большинство этих людей добираются на работу/с работы либо на скромных личных автомобилях (сами за рулем), либо даже на общественном транспорте системы “метро”. Вы представляете себе, что будет, когда весь этот нескончаемый людской поток примется дважды в день двигаться в город-спутник и обратно? Можно, конечно, построить для чиновников среднего и низшего звеньев отдельную железную дорогу. Или поручить верному другу “Единой России”, почетному академику Виктору Петрику, изобрести метод телепортации российского бюрократа. Но это когда еще будет! А ездить в места принятия важнейших решений нашим акакиям акакиевичам придется буквально с первого дня, как заработает искусственный спутник Москвы.

Теперь, сглотнув слюну первичного разочарования, мы можем задать себе вопрос: а кому и зачем вообще нужен этот город-спутник?

Чтобы осознать ответ, попробуем присмотреться к подмосковным территориям, где может быть построена новая резиденция для наших разнокалиберных властителей.

1. Сколково.

Здесь есть несколько пикантных земельных массивов, которые добрые языки приписывают людям весьма влиятельным — первому вице-премьеру Игорю Шувалову и спикеру Законодательного собрания Чукотки Роману Абрамовичу.

Почти 10 лет назад компания “Нортеко-Девелопмент”, подконтрольная в те баснословные года Абрамовичу, купила за недорого более 600 га земель совхоза “Заречье”. А в конце минувшего десятилетия правопреемником “Нортеко-Девелопмент” стало ООО “Заречье-Девелопмент”, которое — по странному стечению обстоятельств — на 50% принадлежит Ольге Шуваловой, супруге и однофамилице первого вице-премьера. Второй совладелец фирмы — некто Вартан Галустян, давний друг и партнер крупного бизнесмена Олега Бойко, экс-владельца концерна “Олби” (помните древний, но броский рекламный призыв “Купи себе немного “Олби”? — это тот самый Бойко). Знающие люди считают, что именно Олег Бойко в середине 1990-х гг. дал Игорю Шувалову путевку в большую аппаратную жизнь. Так что чьи персональные интересы представляет на самом деле г-н Галустян, понятно не до конца.

А рядом с “Заречье-Девелопмент” работает еще некое ЗАО “Матвеевское”, которое, по слухам, тоже небезразлично первому вице-премьеру и его родной жене. “Матвеевское” контролирует порядка 55 га земли. Итого по двум вроде-как-шуваловским структурам: почти 700 га. По оценкам экспертов, все эти территории можно впарить государству — для строительства города-спутника, ясный перец — исходя из цены $30 000 за сотку, или $3 млн. за гектар. Стало быть, вся сырая земля обойдется папаше федеральному бюджету в $2,1 млрд. Кто заработает эти нехилые средства — тоже более-менее понятно. А вы что, дорогой читатель, став вице-премьером, согласились бы жить на одну зарплату? То-то же.

2. Московский конезавод № 1.

Гордость Иосифа Сталина и Семена Буденного, расположенная на заветном Рублево-Успенском шоссе, в Горках-10. Пространства здесь побольше, чем в Сколкове, — 1200 га. В благословенные нулевые годы за конезавод шла нешуточная война, закончившаяся победой скандально известного банкира Сергея Пугачева (“Межпромбанк”). Ныне обанкротившегося. В процессе банкротства он заложил 1200 га банку ВТБ за $2,4 млрд. (тоже деньги!), а вскоре кредит перестал обслуживаться. ВТБ стал счастливым обладателем земель конного назначения. Почему бы не разместить там всю российскую власть? Особенно с учетом известного опыта Калигулы.

3. Рублево-Архангельское.

Участок чуть поменьше коннозаводского — 430 га земли в Красногорском районе Московской области, в 3 км от МКАД. Там в 2005 году дагестанский бизнес-сенатор Сулейман Керимов захотел построить “город миллионеров”, также известный как “бриллиантовое гетто”. Но весной 2008-го, под самый кризис, Керимов, даже не приступив к строительству, удачно продал землю, купленную им всего за $215 млн. альянсу ингушского бизнесмена Михаила Шишханова и Сбербанка РФ — за $5,3 (!) млрд., почти в 25 раз дороже. Причем Сбербанк выдал Шишханову кредит под залог земли в размере $4 млрд., т. е. из расчета почти $100 000 за сотку. А теперь, поскольку погасить кредит было заведомо невозможно, забрал все земли себе. О размерах откатов на такой сделке можно только догадываться. Притом $4 млрд. Сбербанк выдал уже тогда, когда его руководителем давно служил “эффективный менеджер”, и для того, чтобы отдать все концы в воду, наш город-спутник подходит идеально.

4. Большое Домодедово.

Гигантский — 18 500 га — кусок земли близ аэропорта “Домодедово”. По площади немногим уступает, например, городу Краснодару. Несколько лет назад был куплен металлургическим магнатом Василием Анисимовым (компания Coalco), собиравшимся вложить $11 млрд. и построить город на $500 000 жителей. Ничего этого, конечно, не произошло. Недавно партнером Анисимова стал известный питерский строитель-девелопер, сенатор Андрей Молчанов (компания ЛСР), развернувший бешеный лоббизм, чтобы подмосковный недокраснодар куда-то пристроить. Тем более что, по слухам, соинвестором Анисимова изначально выступал опальный олигарх Борис Березовский, который, как и положено классическому еврею, хочет теперь получить свою долю.

А резюме такое. Город-спутник нужен, чтобы некоторые околовластные бизнесмены и/или банки с государственным участием могли избавиться от своих неликвидных земельных активов. И уничтожить воспоминания о дерзновенных многомиллиардных аферах минувших лет. Вот и всё.

До 10 июля Дмитрий Медведев поручил своему правительству подготовить чисто конкретные предложения по части размещения спутника. Лично у меня предложение президенту уже есть. Дмитрий Анатольевич! Отрекитесь от этого проекта! Не нужен России спутник, который рискует снискать репутацию ее воровской столицы. Они (сами знаете кто) распилят многие миллиарды, а отвечать перед вековой памятью народной придется Вам.