Церковь рвется к власти

Вслед за Охлобыстиным на выборы пойдут другие православные священники. Теперь это разрешено Синодом

Священный Синод РПЦ разрешил священникам участвовать в выборах в органы государственной власти. Это произошло в четверг на первом заседании сессии, которая открылась в патриаршей резиденции в Свято-Даниловом монастыре. Теперь Иван Охлобыстин, возглавивший высший совет «Правого дела», может вести свою партию на единый день голосования 14 октября без страха и упрека.

Вслед за Охлобыстиным на выборы пойдут другие православные священники. Теперь это разрешено Синодом
Иван Охлобыстин

Впрочем, это решение было принято вовсе не ради Ивана, которому, по большому счету, благословение РПЦ глубоко «по барабану». По крайней мере, в предвыборную поездку по стране он отправился за неделю до синодального решения.

Весь текущий год РПЦ взывала к власти и обществу с требованиями и просьбами защитить ее от нападок. Общественное отношение за этот период только ухудшилось, начался пусть не массовый, но все-таки крестоповал. А власть написала в защиту церкви такой закон «об оскорблении религиозных чувств», который принять никак нельзя по причине его неграмотности и противоречия Конституции. Его уже забраковала Общественная палата.

И вот, не дождавшись защиты от власти, церковь сама решила идти во власть.

А существует ли на самом деле «крестовый поход» против церкви?

Показателен спор в Общественной палате между адвокатом Генри Резником и отцом Всеволодом Чаплиным во время обсуждения того самого закона «о религиозных чувствах».

Чаплин: «Право на веру немыслимо без защиты. У нас массово оскверняются святыни, в храмах устраивают оргии, общество раскалывается, и ничего не предпринимается. Верующие нуждаются в этом законе».

Резник: «История с Pussy Riot — это отдельное противоправное действо, отдельное событие. Это — не общественная проблема, на которую нужно было бы откликаться законом».

Чаплин: «У нас жгут храмы, рубят кресты, нападают на священников. Это может закончиться гражданской войной».

Резник: «Я утверждаю: никакого массового посягательства на святыни и религиозные ценности в нашей стране нет, слава Богу. Как и во всем мире, есть отдельные случаи, на которые у нас идет истеричная реакция».

Я не знаю, кто из них прав и что страшнее. Если существует заговор против РПЦ — это страшно. Самые трагические страницы истории русского народа совпадали с периодами, когда с православной церковью кто-то боролся. Такое вот мистическое совпадение.

Если заговора не существует, а он только мнится церковникам, — еще страшнее. Это значит, что во главе РПЦ стоят люди нездоровые, с маниями преследования. А сие неизбежно приведет к падению авторитета РПЦ. А тот же Патриарх неоднократно говорил: в России неуважение к православию рано или поздно заканчивается бунтом, смутой, революцией.

Но вернемся к походу церкви во власть. Хорошо это или плохо? Тут, наверное, есть два сценария. Первый: создается некая партия, которая станет рупором и выразителем интересов РПЦ. Она аккумулирует голоса верующих, русских, националистов, патриотов и (конечно — только с благословения власти) вполне в состоянии получить большинство в Госдуме. И принять-таки забракованный Общественной палатой закон «о защите веры». Суть этого закона (напомним тем, кто не следил за полемикой) в том, что общество разделяется на два сорта. Высший — это верующие, причем не просто верующие, а верующие «правильно», традиционно для России. Они попадают под защиту этого закона.

Второй сорт — низший. Это те, кто не верует или верует «неправильно». Они попадают под обвинение этим законом. Начинается инквизиция.

Но есть и другой сценарий. Что плохого, если священники из РПЦ и других конфессий будут входить в различные партии, завоевывать депутатские мандаты разных уровней и защищать в парламентах права паствы? В этом, мне кажется, нет абсолютно ничего плохого. Поэтому, кстати, принятое в прошлом веке синодальное решение не пускать представителей РПЦ во власть и отлучать от церкви священников-депутатов мне казалось парадоксальным. Теперь оно отменено.

Напоследок — исторический экскурс. В дореволюционной России за срыв молебна с оскорблением священника виновному грозило от 2 до 8 месяцев тюрьмы. Воспрепятствование богослужению путем нанесения священнику побоев и травм каралось каторгой. Но если те же действия были совершены в состоянии алкогольного опьянения, то это считалось смягчающим обстоятельством, и виновный мог отделаться штрафом и работами при храме...

Сюжет:

Вокруг РПЦ

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру