Почему Билалова «ушли» с кавказских курортов?

Последствия «олимпийской порки» от Владимира Путина

На исполнительном комитете Олимпийского комитета России была принята отставка Ахмеда Билалова. За срыв строительства олимпийских объектов по распоряжению президента России он будет снят и с поста председателя Совета директоров «Курортов Северного Кавказа». Таким образом, демонтируется конструкция, которая начала строиться при активной поддержке Дмитрия Медведева. Ситуация с Билаловым в контексте остальных кадровых новостей с Северного Кавказа выглядит как смена ответственного персонала в больших финансовых проектах. 

Последствия «олимпийской порки» от Владимира Путина

Решение о создании государственной корпорации «Курорты Северного Кавказа» (КСК), предполагавшее создание пяти современных горнолыжных центров (Эльбрус-Безенги в Кабардино-Балкарии, Мамисон в Северной Осетии, Матлас в Дагестане, Архыз в Карачаево-Черкесии и Лагонаки в Адыгее), было принято два года назад. Горнолыжный кластер стремительно расширялся, присоединяя проект за проектом и смету за сметой. Со временем он вырос до 330 тысяч квадратных километров и до 451,4 млрд рублей денежных вливаний. Как следует из отчета «Курортов», львиная доля этих денег (294,8 млрд рублей) пойдет на строительство курортной инфраструктуры. Для сравнения, общий бюджет «Роза Хутор» составил 69 млрд рублей.

Траты на кавказский «мировой класс» называют одной из причин отставки Алексея Кудрина, который не хотел закладывать в бюджет требуемую Билаловым сумму.

Руководство компании, впрочем, официально заверило, что не только окупит эти затраты, но и заработает для бюджетов всех уровней к 2020 году более 200 млрд рублей.

Однако эксперты в этом сомневаются. Одна из главных проблем — в дороговизне строительства: оборудование приходится использовать импортное, стройматериалы брать с монополизированного рынка. Да и «прочие издержки», которые время от времени всплывают, когда нужно бросить кого-то в топку борьбы с коррупцией, никто не отменял.

Встали перед «Меккой» и другие проблемы, например, кадровый голод: местные жители вряд ли пойдут работать в сферу обслуживания. Мало того, некоторые из них не хотят видеть на своей земле билаловский «мировой класс» — из-за протестов населения обострился земельный вопрос. Заволновались балкарцы в Безенги, без спросу включенные вместе с пастбищами, руинами старых сел и сенокосами в новые СЭЗ и презентации КСК. Ну и, наконец, сложно решаемые даже денежными потоками проблемы с безопасностью. Один из будущих курортов в Кабардино-Балкарии за последние пару лет пережил взрыв канатной дороги, убийства туристов, обнаружение автомобиля с 70 кг взрывчатки и т.д.

Сейчас деньги на строительство курортов привлекаются со скрипом — при помощи господдержки и кредитов. Большинство из вложений не окупятся, как бы ни задрали стоимость услуг, предсказывают эксперты.

Инвесторам, как героям сказки про «Кота в сапогах», в ходе эффектных облетов Юга России на вертолетах показывали необъятные владения Карабаса Барабаса. О готовности вложиться в туризм на Северном Кавказе, правда, объявили сразу несколько иностранных государств, но дальше деклараций о намерениях дело может не пойти до тех пор, пока крупномасштабными не станут вложения и со стороны российских предпринимателей. Пока же деньги готовы тратить в основном бизнесмены средней руки, предпочитающие вкладывать не столько в спортивную инфраструктуру, сколько в гостиницы и рестораны.

Эти и другие «плохие звоночки» уже сейчас дают понять, что «Курорты» постигнет примерно та же судьба, что и злосчастный трамплин и прочие объекты Олимпиады, — разбухание сметы.

КСК не смогли стать драйвером развития региона, говорят эксперты, и причины этой неудачи не только в отсутствии реальных инвестиций. Все проекты КСК ложились как бы поверх ландшафта, без учета политической и институциональной ситуации на местах.

Если создание «Курортов Северного Кавказа» — это аппаратный успех Билалова, то увольнение Билалова – аппаратное поражение, которое ввязался в проект.

17 февраля телеканал НТВ сообщил, что Билалов нашел новый род деятельности и якобы запланировал приватизацию энергосистемы Северного Кавказа, которую предлагалось передать под контроль компании Eurasia Energy Holdings. Аркадий Дворкович же как профильный вице-премьер якобы одобрил эту идею и дал поручения Минэнерго и Минэкономразвития: Аналогичные сюжеты прошли и по гостелеканалам «Россия 1» и «Первый канал». Ведущий итоговой новостной программы «Россия 1» Дмитрий Киселев назвал распоряжение Дворковича «информационной бомбой, похлеще метеоритов» и сделал вывод: «Отдавая какому-то дяде фактически ни за что электросети всего Северного Кавказа и Краснодарского края, государство оставалось бы еще и должно, а Билалов всегда знал, как это получить». Дворковичу даже пришлось опровергать слухи о своей отставке, в которую его отправили блоггеры.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру