«Другая Турция»: есть ли у Эрдогана реальные конкуренты?

Правящая исламистская партия хоть и теряет доверие, но по-прежнему популярнее своих соперников

С самого начала волнений в Турции и протестующие, и сторонние наблюдатели обращали внимание на то, что антиправительственные протесты охватили самые широкие слои населения. Против премьера Эрдогана, которого сторонники светского государства – «Турции Ататюрка» – обвиняют в исламизации страны, вышли и те, кто выступает за ношение хиджаба (что стало возможным именно при нынешнем премьере). То есть те, кто, казалось бы, должны целиком поддерживать его. В итоге турецкий премьер оказался меж двух огней. Какие же силы противостоят ему в беспрецедентном протестном движении, набирающем обороты в Турции?

Правящая исламистская партия хоть и теряет доверие, но по-прежнему популярнее своих соперников

Справа

В действительности, несмотря на то, что трендом последних дней стало пенять Эрдогану на попытки «исламизировать» Турцию, его Партия справедливости и развития отнюдь не самая консервативная на политической арене страны. Пропагандируемые ею ценности, включая либеральный подход в экономике и стремление попасть в Евросоюз, выглядят весьма прогрессивными на фоне пантюркистских установок Партии национального движения (ПНД), возглавляемой весьма темпераментным Девлетом Бахчели.

Да, Эрдоган действительно популярный премьер в Турции, признают даже противники, вышедшие против него на улицы. Но и у ультраправой ПНД сторонников хватает. На выборах 2011 г. она получила 13% голосов, что, учитывая националистическую риторику Бахчели — весьма немало. В количественном выражении это 5,58 млн. человек. Среди принципиальных вопросов, по которым Эрдоган расходится со своим оппонентом, — урегулирование конфликта с курдами. И пока Эрдоган пытается дипломатическим путём наладить взаимоотношения с Рабочей партией Курдистана, Бахчели просто утверждает, что проблемы с курдским населением нет, и это лишь карта, которую разыгрывают группировки, мечтающие разрушить Турцию.

Сейчас, удовлетворённо заявляет Бахчели, Эрдоган оказался в тупике. Однако стоит ли радоваться по этому поводу лидеру ПНД? Бахчели склонен к противоречивым эксцентричным поступкам. И если предположить, что хотя бы 50% вышедших на улицы действительно выражают протест именно против «исламизации» и смешения религии с политикой, то едва ли их симпатии может снискать Бахчели, устроивший намаз на руинах армянского собора Святой Девы в Ани. К слову, и столь неприятный для многих граждан Турции закон о запрете на продажу алкоголя ПНД также поддержала. Хотя и оговорилась, что это не есть выражение поддержки самой Партии справедливости и развития.

Слева

Республиканская народная партия (РНП), исповедующая левоцентристские взгляды, гораздо более конкурентоспособна на фоне своих консервативных соперников. Её результат на выборах 2011 года — почти 26% (11,1 млн. человек). Фактически, это единственная партия в Турции, чья популярность в последние несколько уверенно растет. Её лидер, Кемаль Кылыдждароглу, гораздо более дипломатичен, чем глава ПНД — в ходе визита Хиллари Клинтон в Турцию два года назад он, в отличие от Бахчели, отказываться от встречи не стал. Его поддержка внутри родной партии рекордна (на съезде РНП его утвердили 1246 голосами из 1250). Более того, организация, основателем которой был Мустафа Кемаль Ататюрк, исповедует, как нетрудно догадаться, кемалистскую идеологию, к которой — особенно в той части, что касается отделения религии от государства — сейчас всё чаще апеллируют противники Эрдогана.

Идеологию кемализма разделяет и Демократическая левая партия, которая, впрочем, не показала себя на последних парламентских выборах с лучшей стороны, получив поддержку лишь 0,65% избирателей (в количественном выражении — почти 280 тысяч человек). Однако схожесть по основным вопросам в идеологии с РНП делает возможной коалицию - что, собственно говоря, можно было наблюдать на парламентских выборах в 2007 году, когда такого рода блок получил 20,8% голосов.

На самом деле, спектр тех, кто выходит на улицы и площади турецких городов куда как пестрее. Тут и леваки с портретами Че Гевары, и курды, и просто представители «рассерженных горожан», не связанные ни с какими идеологиями.

Пока же основной проблемой для противников Эрдогана остаётся тот факт, что премьер — действительно популярный политик. Всего два года назад за его партию в количественном отношении высказалось больше людей, чем за оппонентов слева и справа вместе взятых (21,4 млн.). Разумеется, за это время ситуация изменилась — причём не в пользу Эрдогана. Речь, в первую очередь, об сверхактивной внешней политике. Обострение отношений с Израилем и реальные перспективы ввязаться в сирийский конфликт широким массам явно не по нутру. Проекты же вступления Турции в ЕС – внешнеполитический «конёк» правительства Эрдогана – в последнее время и вовсе перешли в разряд писаного вилами по воде.

***

Впрочем, как свидетельствуют очевидцы, и настроения турецкого общества меняются почти ежеминутно. Напомним, что не так давно вице-премьер Турции Бюлент Арынч принёс свои извинения, признав ошибкой чрезмерное использование силы против демонстрантов. «В Стамбуле массовый праздник, - написал на своей странице в Facebook собкорр Крымского телеканала АТР Осман ПАШАЕВ, находящийся в Турции и следящий за развитием событий в стране. Требований, отмечает он, сейчас четыре: «1. Привлечение к ответственности за использование газа и водометов против мирных и безоружных протестующих 2. Прекращение любой застройки Таксима и парка Гези 3. Запрет на использование слезоточивого газа против мирных манифестаций в Турции 4. и как бы сказать ...запрещение запрещать проведение любых мирных митингов любой социальной группы на любой площади страны... В общем не Турция , а сплошной Гайд-парк. И президент Гюль говорит "да-да, все правильно"».

Однако менее, чем через сутки ситуация описывалась уже иначе: «Кастрюльная революция продолжится, пока не извинится лично Эрдоган. В «доброго следователя» Гюля и «мудрого Каа» вице-премьера Бюлента Арынча публика не уже не верит». Позднее начались аресты активных пользователей твиттера. “В Измире уже арестовали 24 человека, призывавших к протестам, ведется поиск еще четырнадцати», – сообщил Осман Пашаев.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26248 от 6 июня 2013

Заголовок в газете: «Другая Турция» продолжает борьбу

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру