Танец против Сталина

Реплика Александра Мельмана

Реплика Александра Мельмана
Кадр из фильма "Хайтарма"

Историю нужно знать, кто же спорит. Это так банально, что не требует даже таких подпорок, как инициатива Владимира Путина о новом, устраивающем всех учебнике. И не стоит даже писать, что история учит лишь тому, что ничему не учит. Имеющий мозги да выучит. Только сухие знания все равно ничего не дадут. Уму — да, но точно не сердцу. Даты, факты, хронология событий будут обычным бездушным рядом. Игрой в угадалку, ЕГЭ. История ничего не значит без души, вот что важно. А что такое душа? Настоящее искусство!

Только искусство делает нас людьми, только оно заставляет помнить родство. Ведь живем мы не головой, так уж случилось, а теми самыми эмоциями, нутром. История, соединенная с искусством, — это и есть память. Память сердца.

Мой коллега Айдер Муждабаев пригласил на закрытый показ. Фильм называется «Хайтарма». Это такой танец у крымских татар. Фильм о трагедии народа, который в мае 44-го по приказу Сталина утрамбовали в товарные вагоны и выселили к черту на кулички в 24 часа. Я думал, что это будет фильм о ненависти, о непереносимой боли, которая никогда не пройдет, не заживет. Но вышло совсем по-другому.

Искусство либо есть, либо его нет. Некоторое время назад я был также на закрытом показе: знаменитый режиссер Ежи Гофман показывал свое кино. «Чудо над Вислой» называется. Про то, как наша доблестная Красная армия под командованием Тухачевского в 1920 году лихо прорвалась на Варшаву, но неожиданно была остановлена польскими патриотами. Это было чудо, конечно, десятки тысяч наших оказались в плену, очень многие там и погибли. Про это мало говорят в России, но часто в Польше. Гофман высказался как гражданин, честь ему и слава, показал правду жизни как таковую. Но правды искусства там не было и в помине! Одна лишь пародия на русских, не более. И тогда это история с односторонним движением, бесчувственная история. Хотя и героическая для поляков.

Можно немного личного? Сейчас будет очень неполиткорректно… Когда я смотрю «Список Шиндлера»… Тот самый «Список Шиндлера», за который Спилберга до сих пор упрекают, будто сделано специально на «Оскар»... А я смотрю и смотрю и каждый раз испытываю одно только чувство: хочется взять автомат, поехать в Германию, неважно куда, в Мюнхен, в Берлин, и там… Через 15 минут это проходит, и я вновь начинаю прекрасно относиться к немцам, дружба-фройндшафт. Вот так искусство действует на меня. Ужасно, наверное, но ничего не могу с этим поделать.

А мой коллега Айдер… «Второй раз смотрю и снова плачу», — сказал он мне. Это фильм не о ненависти. Даже не о том, каким ужасным был Сталин. Мне он открыл душу этого народа, так униженного, но такого высокого духом. Оголенную душу, которую никак не засунешь в душные вагоны. Не увезешь за тридевять земель. Не убьешь. Она все там же, в Крыму. Это высокая трагедия, меня перевернувшая, но очистившая.

И какой после этого мне коллега Айдер Муждабаев. Он брат мне. Вот и все.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру