Сноуден как бы уже сидит в тюрьме?

Журналист «Ассошиэйтед пресс» полетел в Москву по следам беглого спецслужбиста

Даже самые любопытные люди начинают уставать от интриги вокруг местонахождения Эдварда Сноудена – бывшего сотрудника ЦРУ и бывшего подрядчика Агентства национальной безопасности США. Подтверждения российской стороной того факта, что он находится в транзитной зоне аэропорта Шереметьево, многие в Америке подвергают сомнению – особенно люди подозрительного склада ума, для которых любое правительство по определению не заслуживает доверия.

Журналист «Ассошиэйтед пресс» полетел в Москву по следам беглого спецслужбиста

Ну, а что касается журналистов, то у наших западных коллег недоверие к властям – не особенность психики, а требование профессии. Желая проверить наличие Сноудена в московском аэропорту, завотделом Восточной Европы информационного агентства The Associated Press Иэн Филипс «выполнил домашнюю работу» – изучил правила, действующие в Шереметьево для транзитных пассажиров. Изучив, купил авиабилет с 21-часовой пересадкой в Шереметьево и полетел – как бы на Украину через Москву.

Прибыв в Шереметьево, Филипс, как он и расчитывал, был доставлен (после двухчасового ожидания в терминале) в «Новотель» – вернее, в глухо изолированную часть этого отеля в Шереметьево, которая предназначена для таких, как Филипс или Сноуден, пассажиров, не имеющих въездной визы в РФ. Этот отсек «Новотеля» формально не считается территорией России.

Дальнейшие свои ощущения редактор The Associated Press сравнивает с тюрьмой. Он попал «за ограждение через электронные ворота с колючей проволокой и камерами наблюдения». Там ему объяснили, что он обязан оставаться в своем номере, не считая коротких прогулок по коридору. Коридор оснащен тремя камерами наблюдения, передающими изображение на многоэкранный пульт.

«Когда я пытаюсь покинуть свою комнату, – пишет Филипс, – находящийся снаружи охранник вскакивает на ноги. Я его спрашиваю, почему не отвечает рум-сервис, когда я звоню, чтобы заказать еду, и можно ли как-то иначе раздобыть съестное. В ответ он рычит: «Добавочный 70!» Я продолжаю его злить – спрашиваю его насчет Wi-Fi, который не работает. «Добавочный 75!» – огрызается он.

Пребывание в этих замечательных условиях, сообщает американский журналист, обходится недешево – $300 в сутки. Плюс еще $50 за то, что он остается после полудня, когда надлежит покинуть номер. Так совпало, что в тот же день, когда я прочитал рассказ коллеги о московском «Новотеле», один мой приятель, живущий в Германии, прислал фото гостиницы, где он собирается пожить пару дней вместе с подругой. Старинный замок, отель класса люкс, красота неземная. Цена – 140 евро в сутки на двоих, включая завтрак. Даже если это – особое предложение, сейл, все равно разница впечатляет.

Меню германской гостиницы я не изучил, но думаю, что цены там пониже, чем в «Новотеле». Скромная закусочка из сыра моццарелла под соусом, пишет Филипс, обойдется вам в 720 рублей. Бутылка скромного итальянского вина – в 5280. Миниатюрная бутылочка коньяка «Хеннесси» – в 2420.

Выйдя на прогулку по коридору под конвоем, журналист обнаруживает на стене перечень правил. Правило номер шесть гласит, что раз в час заключенный – пардон, постоялец – может выйти на перекур продолжительностью пять минут. Он обращается к охраннику с вопросом: можно ли выйти покурить (хотя сам по жизни не курит). Ответ лаконичен, как у «мистера Нет», Андрея Громыко: «Нет!»

Газета The Christian Science Monitor в связи с затянувшейся «Сноуден-сагой» пишет об удивительном парадоксе: всё встало с ног на голову, и Россия превратилась в «маяк свободы», в то время как США выглядят «тяжеловесным полицейским государством». Газета приводит слова Алексея Пушкова, председателя думского комитета по международным делам: он называет Эдварда Сноудена, Джулиана Ассанжа и Брэдли Мэннинга не шпионами, продававшими за деньги секретную информацию, а «диссидентами» и «борцами против системы». Сноудена он впридачу именует «идеалистом», а Запад обвиняет в применении «двойных стандартов». Впрочем, последнее настолько не ново, что он мог бы это сказать и лет тридцать назад. Примерно тогда, когда СССР перехватил у Запада этот термин и перевернул его смысл с ног на голову.

Колумнист The New York Times, британский и американский журналист Роджер Коэн дает Сноудену неоднозначную оценку: «Сноуден нарушил закон своей страны. Мы не знаем, что ему предложили Китай или Россия, или что они его заставили, принуждением или обманом, им передать. Выбрав свой маршрут, он выбрал страны, которые подавляют права человека и используют интернет как орудие контроля и преследования. Он поехал не туда. И все же он сделал важное дело, и история не будет судить его строго».

Не будет, как поясняет Коэн, потому, что его (хотя и противозаконные) разоблачения помогут американскому обществу разобраться с самим собой и сделать полезные для себя выводы.

А вот чем он может быть полезен России – это едва ли смогут разъяснить Алексей Пушков, Сергей Марков и другие люди из этого ряда. Так что, может быть, пусть и дальше Сноуден платит по 300 баксов за ночь в транзитной тюрьме. Если только за него не платят из кармана рязанского налогоплательщика...

Нью-Йорк

Смотрите по теме: Фильмы для Сноудена

Фильмы для Сноудена

Смотрите видео по теме

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру