Деньги сторонников Навального достались РПР-Парнас?

Из-за этих денег серьезно пострадали как минимум две многообещающие политические карьеры

Муниципальный депутат района Зюзино Константин Янкаускас угодил под домашний арест и не смог выдвинуться кандидатом на выборах в Мосгордуму, а один из основателей Партии прогресса Владимир Ашурков вообще предпочел от греха подальше уехать в Германию. Третий фигурант — глава столичного отделения той же партии Николай Ляскин — в МГД баллотируется, но из-под подписки о невыезде. Всех троих подозревают в похищении крупной суммы денег, которую летом 2013 года пожертвовали им интернет-пользователи на кампанию по выборам в мэры Москвы Алексея Навального. «Где деньги, Леш?» — самого оппозиционера не спросишь: он тоже под домарестом по делу «Ив Роше Восток». Однако «МК» провел собственное расследование и выдвигает свою версию: исчезнувшие деньги ушли РПР-Парнас. Дружеская поддержка — или плата за выдвижение в мэры?

Из-за этих денег серьезно пострадали как минимум две многообещающие политические карьеры
Яркая кампания в звездном стиле стоила возможности баллотироваться в Мосгордуму трем соратникам оппозиционера (сверху вниз): Ляскину, Янкаускасу, Ашуркову.

Как в любом сериале, этой истории надо предпослать краткое содержание предыдущих серий. Итак, лето 2013 года, оппозиционер Алексей Навальный зарегистрирован кандидатом на выборах мэра Москвы, посажен в СИЗО города Кирова после оглашения приговора по громкому делу «Кировлеса», а на следующее утро триумфально оттуда выходит. В тот же день, 19 июля, его ближайший соратник Владимир Ашурков, экс-менеджер «Альфа-групп», перечисляет Навальному в избирательный фонд 1 миллион рублей. Больше нельзя: по закону о выборах физическое лицо именно столько может пожертвовать кандидату, и ни рублем больше. Но Ашурков деньги дает не просто так, а «с отдачей». Платежку он публикует в Интернете с воззванием к массам: «Неформально я это сделал от вашего имени, уверен, что среди вас найдется много желающих поддержать кампанию Алексея. Если желаете, переведите посильную сумму на мой яндекс-кошелек…» То же самое делают Янкаускас и Ляскин. На кошельки всех троих начинают поступать деньги от интернет-пользователей. Позже выяснится, что Навальный соберет на кампанию более 100 миллионов рублей, уступив только действующему мэру Сергею Собянину. «Но тогда мы не знали, что люди будут так охотно жертвовать, денег не было вообще — нужно было хотя бы с чего-то начать, и побыстрее, поэтому выбрали такую схему», — объясняет «МК» Николай Ляскин.

Скандалы вокруг этой остроумной (и абсолютно законной!) схемы начались уже в августе 2013 года: лидер ЛДПР Владимир Жириновский заявил, что «считает сомнительными поступления на избирательный счет через интернет-кошелек кандидату в мэры Москвы». Больше всего Жириновского волновало, что через Сеть могут перечислять деньги иностранные граждане. Однако история заглохла где-то в недрах Мосгоризбиркома, который так и не нашел в финансовой отчетности Навального никаких нарушений. И не мог найти: комиссия должна была проверять данные о формировании избирательного фонда через Сбербанк, а не выписки из «Яндекс.Деньги». Собирает жертвователь всю сумму в виртуальном кошельке или в свинье-копилке — с точки зрения закона совершенно безразлично.

Однако стоило Ляскину, Ашуркову и Янкаускасу всерьез собраться в Мосгордуму, как дело реанимировалось. Но теперь уже с другой стороны. Следователи заинтересовались вот какой деталью: каждый член «тройки» перечислил Навальному по миллиону (больше — нельзя!), а ведь от интернет-публики они получили гораздо больше! Где разница? 23 мая 2014 года на квартирах активистов прошли обыски, 11 июня Янкаускасу предъявлено обвинение по части 4 статьи 159 УК РФ («Мошенничество»), чуть позже его взяли под домарест. Ляскин отделался подпиской о невыезде, Ашурков оказался в Германии…

Цена вопроса

Сколько точно получили Ашурков, Янкаускас и Ляскин на свои электронные кошельки — неизвестно. Хотя Навальный, чтобы доказать прозрачность системы интернет-финансирования, публиковал у себя в блоге ссылки на аудит всех трех счетов. Кстати, они до сих пор активны, хотя суммы там уже лежат небольшие — от 4 до 9 тысяч рублей.

Итак, поехали. Кошелек № 1 — с него сумма порядка 5 миллионов рублей была выведена «на карточный счет в российском банке» 17 августа прошлого года порциями по 100 тысяч рублей. Кошелек № 2 — сумма около 1,2 миллиона ушла порционно 31 июля 2013 года в виде «возврата средств на счет в «Альфа-банке», а 5 августа таким же образом было возвращено еще около 3 миллионов рублей (всего 4,2 миллиона). Кошелек № 3 худел аж в четыре приема: первые 400 тысяч ушло с него 26 июля, 600 тысяч рублей — 29 июля 2013 года, 2 августа — еще на 1,2 миллиона (12 транзакций). Последние 400 тысяч с этого счета ушли 16 сентября 2013 года, тут все переводы прошли по статье «на счет физического лица в российском банке» и также осуществлены частями не более чем по 100 тысяч транзакция. Итого по третьему кошельку — около 2,6 миллиона.

Экс-глава избирательного штаба Волков выдвигает свою версию судьбы денег, но она «не бьется» с версией самого Навального.

Эти цифры выглядят даже несколько заниженными по сравнению с майскими заявлениями МВД. «Нам стало известно, что активист предвыборного штаба Константин Янкаускас получил через «Яндекс.Кошелек» 5 миллионов рублей. Из них один он перечислил на счет кандидата в мэры Москвы, а четыре — на своей счет в одном из банков», — цитирует «Интерфакс» представителей полиции 19 августа 2013 года. Ашурков и Ляскин, по этой версии, отправили себе самим 2,27 млн и 790 000 рублей соответственно. На 1 миллион каждый активист имел «моральное право», так как ранее отдал такую сумму в избирательный фонд Навального. Но куда делись излишки?

Строго говоря, вопрос этот возник сразу после выборов 8 сентября прошлого года. 12 сентября все трое были вынуждены опубликовать официальное опровержение на страничке Ашуркова в Фейсбуке — сейчас оно удалено, но копия есть в блогах. «Средства по-прежнему находятся в нашем распоряжении», — пишут активисты. Как мы знаем, к этой дате основная масса средств уже давно была выведена с яндекс-кошельков. Впрочем, «в распоряжении» может означать и «на личном счете». Активисты обещали передать средства в штаб Навального «для финансирования дальнейших расходов, связанных с избирательной кампанией». Например, на зарплату юристам, которые судились за пересмотр итогов выборов.

А вот что пишет в своем блоге о судьбе денег сам Алексей Навальный: «Все, что свыше 1 млн рублей… было перенаправлено в партию «Парнас», которая выдвигала меня на выборах и имела право перечислять мне деньги». И действительно, в финальном «толстом» отчете о финансировании кампании — с цифрами и инфографикой — показано: пожертвования РПР-Парнас — 6% от собранных средств.

Вот только это ошибка, случайная или намеренная. «Толстый» красивый отчет предназначен для сторонников в Интернете. А в «тонком», зато официальном, размещенном на сайте Мосгоризбиркома, значится: пожертвования партии — 0 рублей 00 копеек. РПР-Парнас ничего не дала своему кандидату, что неудивительно: по поводу его выдвижения в партии возник конфликт, один из сопредседателей, Владимир Рыжков, выступал резко «против». 103 миллиона рублей — это почти целиком пожертвования физлиц, за исключением 6 миллионов, внесенных лично Навальным (это опять-таки верхний предел для кандидата — больше себе самому давать нельзя).

Что упало — то пропало

Руководители партии РПР-Парнас, к которым «МК» обратился за комментариями, не смогли однозначно прояснить вопрос о судьбе денег сторонников Навального. «Я в то время был на выборах в Ярославле и, честно говоря, никаких деталей не знаю, — сказал сопредседатель партии Борис Немцов. — На этот вопрос может ответить Чуров (глава ЦИК. — «МК»), так как всю бухгалтерскую отчетность и фамилии людей, которые являются нашими спонсорами, мы ежеквартально отдаем в Центризбирком». На сайте ЦИКа сводный финансовый отчет партии за 2013 год пока не опубликован.

«Если и были какие-то финансовые взаимоотношения у Навального с партией, то я о них ничего не знаю», — заявил «МК» пресс-секретарь РПР-Парнас Михаил Шнейдер. А исполнительный директор партии Ольга Шорина отказалась комментировать этот вопрос — дескать, надо еще разобраться, кто сделал в блоге Навального запись от 23 мая. «Насколько я знаю, Алексею нельзя пользоваться Интернетом, я не знаю, кто это публикует, — сказала она «МК». — Мы получали пожертвования от разных людей. От тех, которых сейчас абсолютно незаконно преследуют исключительно по политическим мотивам, — их пожертвований у нас нет». Леонид Волков, возглавлявший летом 2013 года избирательный штаб Навального, поправляет своего бывшего кандидата: «Деньги не были перечислены РПР, это ошибка». «Штаб предпринял все усилия для того, чтобы эти деньги пошли на оплату расходов, не связанных непосредственно с избирательной кампанией, - заявил он «МК». - Например, мы должны оплачивать агитацию из фонда, но нигде не сказано, что из фонда мы должны покупать обеды волонтерам или платить юристам за обжалование результатов выборов».

Однако источники «МК» в партии утверждают, что деньги РПР-Парнас могли быть зачислены не напрямую тремя «пострадавшими» активистами, а через других физлиц, что усложняет схему. «Этот вопрос летом 2013 года обсуждался, речь шла о том, что Навальный заведет деньги на счет партии — у него были большие деньги, более 100 миллионов, — а партия перечислит ему», — сказал источник. Действительно, 100 миллионов — именно столько партия могла пожертвовать своему выдвиженцу на выборы. Однако потом «возникли технические недоразумения», утверждает наш собеседник.

«Думали ли фанаты Навального, жертвуя ему трудовые гроши, что из-за этих денег на сторонников оппозиционера заведут дело?».

В разгар протестной активности лета-2013 невозможно было сравнить объемы средств, собранных Навальным через Интернет и «классическим» способом — через переводы в Сбербанке. Сегодня ясно, что суммы несопоставимы: из потока, шедшего через Яндекс, в фонд фактически попало лишь 3 миллиона из 103 собранных. Капля в море! Самое логичное, что можно предположить, — сложности с финансированием кампании Навальному удалось решить без «завода» основной массы средств на счет РПР-Парнас. А вот «излишки» от сборов через Интернет туда могли отправиться.

Услуга за услугу?

Любопытно, что, заглянув в финансовую отчетность самого РПР-Парнас за третий квартал 2013 года (есть на сайте Центризбиркома), можно обнаружить там сумму, сопоставимую с той, которую «ищут пожарные, ищет милиция»: 10,4 миллиона рублей. Они значатся в графе поступивших по статье «получено в виде пожертвований от физических лиц». Ничего подобного ни до, ни после в финансовой истории этой партии не прослеживается: в остальных кварталах 2013 года пожертвования поступали на сумму 1–1,2 миллиона рублей и тут же тратились «на осуществление уставной деятельности». По этой же статье списаны и 10 миллионов в третьем квартале, из них 8,8 — «на подготовку и проведение выборов и референдумов». Однако мы уже знаем, что на выборы мэра Москвы эти деньги не пошли. Более того: из 16 кампаний по выборам региональных ЗакСов РПР-Парнас участвовала только в 7, причем в четырех регионах выставляла кандидатов только в одномандатных округах. Списком партия шла исключительно в Ивановской области, Республике Хакасия (проиграла) и в Ярославской области. В последнем регионе получен единственный мандат РПР-Парнас на уровне региональных заксобраний: мандат Бориса Немцова.

Для сравнения — цифра: «Справедливая Россия», участвовавшая почти во всех выборах, в третьем квартале прошлого года израсходовала на это 6,4 миллиона рублей. Также в отчетности обращает на себя внимание такая деталь: РПР-Парнас ни копейки не перечислила своим региональным отделениям, как обычно поступают участвующие в выборах партии.

В заявлении от 12 сентября активисты напоминали: «Согласно пользовательскому соглашению платежной системы «Яндекс.Деньги», переводы на Яндекс.Кошелек юридически являются дарением денежных средств… при этом у получателей не может возникать никаких юридических обязательств перед теми, кто осуществил переводы». Так что если бы Ашурков, Янкаускас и Ляскин купили на эти деньги шубы женам, вряд ли можно было бы найти основания для уголовного преследования.

Однако тут речь вовсе не о шубах. Крупные денежные суммы в конце июля — начале августа были выведены с яндекс-кошельков сторонников Навального — и примерно в это же время сопоставимо крупная сумма поступила на счет партии РПР-Парнас.

Честно говоря, больше всего это напоминает плату за услугу: РПР-Парнас выдвинула Навального в мэры — он в ответ поделился с партией частью привлеченных под свое имя средств. Ничего личного.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26569 от 11 июля 2014

Заголовок в газете: В жертву Навальному

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру