«Боко Харам»: как локальная группировка исламистов стала глобальной угрозой?

Халифат по-африкански

Мировое сообщество продолжает выработку совместных мер противодействия радикальной группировке «Исламское государство», взявшей под контроль ряд иракских и сирийских территорий. А тем временем далеко от Леванта и Месопотамии, на северо-востоке Нигерии, боевики другой исламистской группировки провозгласили свой собственный «халифат» и окружили Майдугури — двухмиллионную столицу штата Борно. Сейчас, по некоторым данным, под их контролем уже 25 городов. Речь идет о радикалах из движения «Боко Харам», превратившегося из локальной группки исламистов в угрозу регионального, а может, даже и глобального уровня.

Халифат по-африкански
Действующий лидер «Боко Харам» Абубакр Шекау.

Мировые СМИ и иностранные правительства по-настоящему обратили свои взоры к считавшейся «местной и доморощенной» группировке «Боко Харам» после того, как ее боевики похитили в апреле на севере Нигерии в штате Борно из школы более 200 девочек-учениц. К поискам девочек подключились силовики из Британии, США, Китая, Франции. Но похищенных так и не нашли.

А на прошедшей в Париже в мае международной конференции лидеры африканских стран (помимо Нигерии Бенин, Камерун, Нигер и Чад) заявили о своем намерении объявить войну «Боко Харам». В ходе недавних столкновений между нигерийскими войсками и боевиками 19 сентября один из лидеров «Боко Харам» был захвачен в плен.

Боевики в долгу не остаются — не так давно ими была похищена жена вице-премьера Камеруна. А сын экс-президента Нигерии был ранен в бою с экстремистами...

Расколотое общество «гиганта Африки»

Нигерию, которую называют «гигантом Африки», населяет около 170 млн человек — это страна с самой большой на Черном континенте численностью населения. И при этом в стране проживают более 500 этнических групп, вдобавок страна разделена примерно пополам между христианским Югом и мусульманским Севером. При этом юг, условно говоря, процветает, тогда как север едва ли не доведен до разорения. И это разделение оказалось для Нигерии роковым — в результате межобщинных столкновений между мусульманами и христианами в Нигерии с 2000 года погибли тысячи человек.

И тут вина за этно-религиозное насилие в Нигерии ложится во многом на британских колонизаторов, ведь в свое время, проводя границы ради административного удобства, имперские власти мало заботились о племенной однородности. Сегодня это отзывается немалой кровью.

Но и это еще не все. Несмотря на богатство природных ресурсов и то, что ВВП на душу населения превышает в этой стране 2700 долларов США, Нигерия остается страной с одним из беднейших в мире населением. До 70% жителей Нигерии живет на сумму менее $1,25 в день. При этом на севере страны 72% населения живет в условиях бедности, тогда как на юге только 27%. К бедности, безработице (особенно в молодежной среде) и общей экономической вялости северных штатов приплюсуем повсеместную коррупцию, плохое управление, жестокость служб безопасности, внесудебные расправы, преступность, несбалансированную национальную экономику, при которой нефтяное богатство сосредоточено в дельте Нигера и на юге страны.

Словом, Нигерия — страна резких контрастов и диспропорций. Вдобавок федеральное правительство не контролирует целиком и полностью территорию государства. Так, в дельте Нигера ряд районов находится под контролем группировок вроде MEND (Движения за эмансипацию дельты Нигера) и других, а на севере страны вне правительственного контроля находятся районы, занятые «Боко Харам». Но если MEND ограничивается преимущественно социальными требованиями, желая увеличить долю от нефтяных доходов, которая переводится местным жителям, то у исламистов другая, более радикальная повестка.

«Западное образование греховно»

Что же это за группировка? «Боко Харам» было основано как местное салафитское движение молодежи, воодушевленной романтическими мечтами о восстановлении исламского халифата и ностальгией по доколониальным временам. Но уже к 2009 году оно переросло в джихадистскую группировку, использующую политически и религиозно мотивированное насилие.

Катализатором к активизации «Боко Харам» послужили события 1999 года, когда в Нигерии началось исламистское восстание в связи с установлением шариата в нескольких северных штатах страны, населенных преимущественно мусульманами, — несмотря на несоответствие светской конституции Нигерии и несогласие со стороны христианского меньшинства.

Сама себя группировка называет «Джамаатом людей Сунны за проповедь и джихад», но более она известна как «Боко Харам», что буквально переводится как «Западное образование греховно». Это отражает идеологию группировки.

Дело доходило до полукурьезных заявлений духовного лидера «Боко Харам» Мохаммеда Юсуфа, который в интервью Би-би-си (2009 г.) утверждал, что концепция сферической Земли противоречит исламскому учению и должна быть отвергнута наряду с дарвиновским учением. При этом, говорят, он был очень хорошо образован в западном духе, отлично говорил по-английски и не чурался роскоши.

Идеология и деятельность «Боко Харам» направлена против вестернизации и выступает за возрождение «традиционных» исламских ценностей (как их понимает «Боко Харам»).

Официально «Боко Харам» возникла в 2002 г. под руководством Юсуфа в городе Майдугури (город на северо-востоке Нигерии, административный центр федерального штата Борно) с целью установления шариатского правления в штате Борно. Там был создан религиозный комплекс с мечетью и школой для детей из бедных семей (как нигерийских, так и из соседних стран). Как считается, центр играл роль рекрутского пункта для будущих джихадистов. В 2004-м этот комплекс был переведен в родной штат Юсуфа — Йобе. Юные сторонники из числа безработной молодежи привлекались в ряды экстремистов речами, направленными против коррумпированных политиков и полиции.

Деятельность «Боко Харам» имеет откровенно сектантский характер, члены группировки не взаимодействуют с местным мусульманским населением и применяют насилие в том числе против исламского духовенства. «Боко Харам» утверждает, что политика в северной Нигерии осуществляется «фальшивыми» мусульманами. А потому, мол, группировка хочет развернуть войну против них ради создания «чистого» исламского государства.

После того как Мохаммед Юсуф был убит в июле 2009 г. силами безопасности, у руля «Боко Харам» встал его заместитель Абубакр Шекау. Под его руководством исламисты стали действовать более агрессивно и жестоко, перейдя к полномасштабным военным действиям террористического характера. Они осуществили несколько десятков взрывов и похищали людей, в том числе иностранцев. С августа 2011 г. «Боко Харам» чуть ли не еженедельно устраивает теракты — взрывы в общественных местах или в церквях на северо-востоке Нигерии.

Локальная угроза или часть «глобального джихада»?

Вопрос участия нигерийских исламистов в проекте «глобального джихада» и степень связи между «Боко Харам» и религиозными экстремистами в других регионах остаются не вполне ясными.

Властям Нигерии, конечно, выгодно увязать деятельность «Боко Харам» и, скажем, «Аль-Каиды» хотя бы ради международной поддержки в борьбе с местными исламистами. Но, к примеру, лидер «Аль-Каиды» Айман аз-Завахири, насколько известно, ни разу публично не высказывался о «Боко Харам». В то же время связи нигерийских исламистов с «Аль-Каидой» и близкими ей организациями игнорировать трудно. Эксперт в сфере терроризма Р.Симокс приводит в качестве примера данные о том, что в 2002 г. Усама бен Ладен отправил одного из своих помощников в Нигерию для передачи $3 млн салафитским группировкам. Предположительно, одним из получателей этих денег мог быть Юсуф из «Боко Харам». Интерес бен Ладена к Нигерии, похоже, не закончился после гибели Юсуфа, а обнаруженные в убежище Усамы в пакистанском Абботабаде документы приводят к выводу о продолжавшемся диалоге между «Боко Харам» и верховными лидерами «Аль-Каиды», возможно, с самим Усамой бен Ладеном.

Трудно игнорировать и данные, согласно которым руководство «Боко Харам» имеет связи с группировками «Аль-Каида в Исламском Магрибе», «Аль-Каида», «Аш-Шабаб», «Движение за единство и джихад в Западной Африке», группировкой Мохтара Бельмохтара и другими группировками за пределами Нигерии.

Есть сведения, что в 2006 г. члены «Боко Харам» проходили обучение в районе Сахеля вместе с членами «Аль-Каиды в Исламском Магрибе» (AQIM). Эта кооперация продолжалась как минимум до 2013 г., когда значительный контингент боевиков «Боко Харам» присутствовал в тренировочном центре AQIM в Тимбукту (Мали). Есть и данные о том, что как минимум один из бойцов «Боко Харам» прошел обучение «Аль-Каидой» в Афганистане, другие обучались в лагерях исламистской группировки «Аш-Шабаб» в Сомали. Американские власти предполагают наличие связей нигерийских исламистов и с базирующейся в Йемене «Аль-Каидой на Аравийском полуострове»...

И в то же время теракты в отношении объектов, не имеющих отношения к Нигерии, со стороны «Боко Харам» относительно редкое явление. Несмотря на теракт против здания ООН в Абудже (август 2011 г.), «Боко Харам» не зациклено на войне с западными интересами.

Но дробление нигерийского исламистского движения на фракции увеличивает возможность того, что «Аль-Каида в Исламском Магрибе» будет в состоянии установить связь с ячейками боевиков в северной Нигерии. По некоторым оценкам, у Нигерии с Нигером и Чадом насчитывается 480 нерегулярных, безлюдных пограничных переходов, при этом только на 12 официальных переходах безопасность осуществляется нигерийскими военными. Слабая охрана границ, равно как и коррупция и даже членство чиновников миграционной службы в «Боко Харам», может облегчить передвижение боевиков между северным Мали и Нигерией.

И опять-таки, даже отсутствие прямых союзнических или организационных связей между нигерийскими исламистами и сетью «Аль-Каиды» не исключает их родства и потенциального сотрудничества.

Новый игрок: группировка «Ансару»

Вопрос наличия связи между «Боко Харам» и «Аль-Каидой» осложнен существованием в Нигерии группировки «Ансару», которая появилась на политической сцене Нигерии в январе 2012 г. как раскольническая фракция, которая отвергла лидерство в «Боко Харам» Шекау. Разногласия среди членов «Боко Харам» из-за убийств мусульманских лидеров, массовых убийств, жертвами которых становятся мирные мусульмане, и переговорного процесса внесли свой вклад в появление раскольнических групп.

Группировка «Ансару» более сосредоточена на деятельности на международном уровне. Взаимоотношения ее с «Боко Харам» сравнивают с отношениями между «Аль-Каидой» и «Талибаном», преследующими схожие цели и вовлеченными в одну и ту же борьбу, хотя и с разными лидерами.

Группировка «Ансару» наряду с «Боко Харам» признана «зарубежной террористической организацией» в США.

И есть мнение, что именно «Ансару», координирующая свои операции в Нигерии с «Аль-Каидой в Исламском Магрибе» и «Движением за единство и джихад в Западной Африке», может стать наиболее непосредственной угрозой иностранным интересам в Нигерии.

Что дальше?

«Боко Харам» явно движется в сторону дальнейшей радикализации, а довольно размытые связи этой нигерийской группировки с другими экстремистскими движениями в регионе и за его пределами могут принять более четкие очертания. Кто знает, не дойдет ли дело и до организационного объединения западноафриканских джихадистов с провозглашенным в Сирии и Ираке «Исламским государством»?

Словом, опасения тех, кто видит в деятельности «Боко Харам» угрозу, выходящую за пределы одной только Нигерии, становятся вполне оправданными. За несколько лет своей деятельности эта организация прошла значительный путь от локальной — на уровне нескольких штатов северной Нигерии — группы ревностных мусульман до боевой группировки, нацеленной на создание исламского государства на территории всей страны и заставившей расценивать себя в качестве региональной и даже глобальной угрозы лидеров государств не только Западной Африки, но и Европы и Северной Америки.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26632 от 24 сентября 2014

Заголовок в газете: Халифат по-африкански

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру