Краматорск, Мариуполь, Новоазовск — что на самом деле происходит в зоне АТО

Украинская армия после однодневного наступления вернулась на исходные позиции

«Все просто! Все готовятся к переговорам! Они нас пытаются задавить в Дебальцево, мы идем на Новоазовск, они нам в ответ – Краматорск…» - вот так просто обрисовал мне вчера ситуацию в Донбассе один из командиров украинских добровольческих батальонов.

Украинская армия после однодневного наступления вернулась на исходные позиции

Я родом из Краматорска. И вчера звонил маме, друзьям, одноклассникам – обычный ритуал в Донбассе. Мои живут чуть в стороне от зоны обстрела и не пострадали. В списках адресов, где нашли тела погибших, фигурируют бульвар Краматорский, Парковая, Дворцовая. В моем городе каждый микрорайон имеет свое «народное» название. Часть Краматорска, ближайшая к аэропорту, с семидесятых звалась «Даманский» - ее строили одновременно с войной с китайцами. До аэропорта район не дошел, вплотную упершись в кладбище. Дома на бульваре Краматорском кто-то поэтому и назвал в духе Симонова – «Живые и мертвые». Теперь название закрепится.

«Забирал жену с работы, а у них неподалеку от банка труба этой ракеты из асфальта торчит, – рассказывает мой друг Руслан. – Так люди спокойно рядом ходят, фотографируются с ней. Может летом привыкли немного и поэтому так реагируют?».

У Руслана дом в поселке Беленьком с видом на гору Карачун. Снаряды, разрывавшиеся в городе, летали над ними. Он знает, что говорит.

И я понимаю, о чем он. Утром в понедельник левый берег в Мариуполе тоже проснулся от канонады. Проснулся с опозданием – все уже случилось. Рано утром украинская армия внезапно, без артиллерийской подготовки, пошла в наступление. К 8 утра было очищено Широкино. Потом взяты Павлополь, Бердянское, Коминтерново.

Наступление тщательно готовилось и присутствие в понедельник под Мариуполем секретаря РНБО Украины Александра Турчинова лишний раз об этом говорит. Равно как и то, что в операции принимали участие все – армейская артиллерия, спецназ и добровольческие батальоны. В небольшом городе ничего не спрячешь. Основную тяжесть взял на себя «Азов». В Широкино отметился харьковский батальон «Восточный корпус», под Павлополем первые боевые потери у местного батальона «Святая Мария». Во вторник на базе батальона в Мариуполе на берегу моря было торжественное прощание с бойцом с позывным «Немец». Его звали Кирилл, он был этническим немцем и имел российский паспорт. Не такое уже редкое сочетание на этой войне.

«Дозвонились до его двоюродного брата в Белоруссии, но хоронить все равно будут в Киеве. Он вот-вот должен был украинское гражданство получить – говорит парень в камуфляже – Немец ранен был тяжело в ногу. До больницы довезли, но крайне тяжелого, там умер сразу».

«Святая Мария» последние месяцы держала позиции под Павлополем, и Немец, как «местный» заводил первую разведгруппу Нацгвардии в населенный пункт. Там в бою и получил ранение. Вряд ли он был официально оформлен в батальоне. С российским паспортом в украинскую милицию не берут. «Святая Мария» формируется как штатный батальон территориальной обороны МВД. «Азов» - существует как полк Национальной гвардии. Это подчинение министерства обороны, а значит и новая бронетехника, свой артиллерийский дивизион и прочее по штату.

В Мариуполе мало тайн. Прифронтовой город сразу узнает, почему и где стреляют и каковы потери.

«Полотенца, тапочки, все, что нужно, собираем на 16 человек, – услышал я вчера сразу при входе в волонтерскую организацию «Новый Мариуполь», помогающую украинской армии. – Кто едет к раненым военным в БСМП? Загружаемся!»

Больница Скорой медицинской помощи Мариуполя еще с лета превратилась в военный госпиталь. Каждый раненый сразу попадает под опеку местных волонтеров. Соответственно и о накале боев тут узнают не из телевизора.

И каждый в городе понимает, где идут бои. Широкино – рубеж обороны, где остановили наступление ДНР со стороны Новоазовска в сентябре. Это всего 15 километров от города. С сентября там была ничейная зона, где время от времени осторожно появлялись патрули и тех, и других. Со стороны Коминтерново чаще всего обстреливали 14-й блокпост в километре от микрорайона Восточный, а Павлопольское водохранилище - главный источник воды для Мариуполя.

Вчера Александр Турчинов торжественно заявил, что «враг отброшен на расстояние, которое не позволит обстреливать Мариуполь». В городе это заявление никто не комментирует – оно скорее для поднятия духа остальной Украины. В Мариуполь очередные снаряды прилетели в тот же день: вечером в половине девятого случился очередной артиллерийский обстрел 14-го блокпоста на окраине микрорайона Восточный. И 11 февраля левый берег тоже прожил под залпы орудий – где- то рядом с городом «работала» уже украинская артиллерия.

Командир «Азова» Андрей Белецкий уже заявил, что наступление пойдет до Новоазовска. Во вторник возле Драматического театра Мариуполя украинские патриоты собирали людей – торжественно встречали возвращавшихся военных с техникой. Наступление, скорее всего, тактическое, и раз военные устроили «торжественное возвращение», дальше пока не пойдут.

Дмитрий ДУРНЕВ, Мариуполь

Сюжет:

Украинский кризис

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру