Любит ли Барак Обама Америку?

Экс-мэр Нью-Йорка усомнился в этом

Бывший мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани когда-то неудачно пытавшийся прописаться в Белом доме, затеял весьма странную кампанию, цель которой посеять сомнения среди американцев в отношении патриотизма президента Соединенных Штатов Барака Обамы. Джулиани утверждает, что Обама никогда «не выражал своей любви к Америке» и предлагает американским медиа доказать обратное… Кто прав в этой полемике?

Экс-мэр Нью-Йорка усомнился в этом

В 2008 году, когда Обама был еще лишь кандидатом в президенты, он, выступая на гигантском ралли в Берлине, произнес эти «магические слова». Он сказал: «Я также знаю, насколько сильно я люблю Америку». В том же году в речи на съезде демократической партии Обама произнес: «Я люблю свою страну». В 2011 году Обама, же избранный президентом, заявил на митинге в Иллинойсе: «Я так сильно люблю эту страну», то есть Америку.

Но экс-мэр Джулиани, выступая по консервативному телеканалу Фокс-ньюс, упрямо повторяет: «Я не слышу от Обамы того, что я слышал от Гарри Трумэна, что я слышал от Билла Клинтона, что я слышал от Джимми Картера, которые в этих прекрасных словах говорили, какие мы великие и какая наша страна исключительная». К Джулиани присоединился и губернатор штата Висконсин Скотт Уокер. Но в сотнях речей, интервью и заявлений Обама говорил и о Соединенных Штатах как о «величайшей демократической, политической, экономической и военной силе в борьбе за свободу и человеческое достоинство. Мы не будем извиняться за наш образ жизни, и мы не отступим, защищая его. Я верю в исключительность Америки всеми фибрами моей души».

В 2004 году на съезде демократической партии, где он произнес вышеприведенные слова, ставшие движущей силой его политической карьеры, Обама сказал и такое: «Я стою здесь, осознавая, что история моей жизни является лишь частью более грандиозной жизни Америки. Я в долгу перед всеми, которые пришли до меня, и ни в одной стране на земле история моей жизни невозможна».

Конечно, Обама не только любит Америку, но и критикует ее за ее исторические недостатки, и это раздражает консерваторов вроде Джулиани. Обама, например, говорит: «Я знаю, что моя страна не сделала себя превосходной, Были времена, когда мы боролись, чтобы сохранить свободу и равенство для всего нашего народа Мы наделали свою долю ошибок, и бывают времена, когда наши действия по всему миру не отвечали нашим наилучшим намерениям. Но я знаю и то, насколько я люблю Америку».

В Соединенных Штатах критика и даже поношение президентов в порядке вещей. Американцы «доросли» до этого. Но иногда поношение президентов становится весьма поучительным. Слова Джулиани, произнесенные на прошлой неделе на обеде у губернатора штата Висконсин Уокера, из их числа. Кстати, на этом обеде, по данным «Политико», присутствовали 60 бизнес-лидеров с правым уклоном. Джулиани, выступая перед ними сказал: «Я не верю, а это ужасная вещь для произношения, что президент любит Америку… Он не любит вас. Он не любит меня. Он был воспитан не так, как вы и я в любви к Америке, к этой стране».

Да, действительно, это была ужасная вещь. Выступая несколько позже на Фокс-ньюс, Джулиани попытался как-то оправдать свои «обеденные» словеса. Он сказал: «Я не ставлю под сомнение патриотизм Обамы. Но когда Обама критикует Америку чаще чем другие президенты и ставит под вопрос ее исключительный характер, то я не могу молчать».

Но разве исключительность Америки ставит ее вне критики и даже выше? Разве не уникальность это совершенство? Можно ли любить Америку, критикуя ее исключительность?

Исследовательский центр Пью сообщает: «Взгляд, что Америка исключительна, то есть стоит выше других стран мира, потерял с 2011 года 10%. Это из его заявления в июле прошлого года. В 2014 году 58% американцев верили в то, что «Америка одно из величайших государств мира, наравне с другими» и только 28% верили в то, что она «превыше» остальных стран в мире.

И опять, что значит любить Америку? Это, конечно, не любовь к ее горам и долинам, к ее рекам и океанам, пишет обозреватель «Нью-Йорк таймс» Чарльз М. Блау, а любовь к идее Америки. А посему заявления Джулиани об Обаме это политические заявления. Он и консерваторы вообще традиционалисты. Обама и прогрессисты — сторонники перемен. И те, и другие любят Америку по-своему. Их язык любви тоже звучит по-разному. Долг президента не только сохранять традиции, но и развивать свою страну. «Вы можете одновременно любить предмет вашей любви и быть недовольным им, желая сделать его лучше, чем он есть. Собственно говоря, в этом и заключается мера любви. Честная критика — фундамент патриотизма», — пишет Блау. С ним в этом нельзя не согласиться.

Идея, что все люди равны, пронизывает всю историю США. Но для ее осуществления было необходимо покончить с рабством. Однако и этого было мало. Было необходимо дать всем афроамериканцам равные права, чтобы Америка «была такой как на бумаге», то есть Декларации прав и Конституции, говорил Мартин Лютер Кинг. А великий писатель и тоже темнокожий американец Джеймс Болдуин как-то сказал: «Я люблю Америку больше чем любую другую страну и именно поэтому я настаиваю на своем праве постоянно критиковать ее».

А теперь, дорогой читатель, скажи — любит ли Барак Обама Америку или нет?

Мэлор СТУРУА, Миннеаполис

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру