Официальный представитель МИД России Александр Лукашевич заявил, что вице-премьер Дмитрий Рогозин, посетив архипелаг Шпицберген, не нарушил законов Норвегии.
"Международно-правовых оснований для предъявления российской стороне каких-либо претензий не имеется. Кроме того, не было нарушено и законодательство Норвегии, что признается самой норвежской стороной", — говорится в комментарии Лукашевича.
Он напомнил, что в Осло требуют объяснений в связи с поездкой Рогозина, который включен в санкционный список ЕС и Норвегии. В частности, глава МИД королевства Бёрге Бренде выразил сожаление, что "человек из санкционного списка побывал на Шпицбергене". По его словам, Россию предупреждали, что в Норвегии не хотят видеть лиц, "которые причастны к нарушению международного права в Крыму и на Украине". "В понедельник мы попросим посла РФ предоставить разъяснение в связи с состоявшимся визитом", - отметил министр.
В МИД РФ назвали подобную реакцию норвежских властей абсурдной. "Подобная реакция вызывает недоумение. Она необъяснима и абсурдна с точки зрения международного права. Статьей 3 Договора о Шпицбергене 1920 года предусмотрен свободный доступ на архипелаг граждан государств-участников Договора. Указанные односторонние санкции никак не отменяют это положение", — подчеркнул российский дипломат.
Лукашевич добавил, что присоединение Норвегии к санкциям в отношении России вызывает сожаление, а также приводит к "искаженному восприятию реалий нашими норвежскими соседями".
В министерстве также пояснили, что использование архипелага Шпицберген для поездки на станцию "Северный полюс - 2015" было обусловлено "причинами сугубо логистического порядка и требованиями авиационной безопасности в высоких широтах".
Шпицберген, который норвежцы называют Свальбардом, расположен в Северном Ледовитом океане между 76-й и 80-й параллелями. Он был передан под суверенитет скандинавского королевства после Первой мировой войны при условии сохранения за ним особого международного статуса.
Шпицбергенский трактат, подписанный в 1920 году, закрепил суверенитет Норвегии над архипелагом, однако все участники договора, а это более 50 государств, имеют равные права на эксплуатацию его ресурсов и территориальных вод. На сегодняшний день экономическое присутствие на Шпицбергене поддерживают только Норвегия и РФ.