Ставки высоки, как никогда. Ведь именно в воскресенье вместе с новым депутатским корпусом избиратели, по факту, выберут и путь дальнейшего развития страны. И это – не дежурная фраза.
Убедительная победа правящей Партии справедливости и развития (ПСР), лидером которой является президент страны Реджеп Тайип Эрдоган, при условии если число полученных ими депутатских мандатов составит 330 и выше (то есть более 3/5 от общего числа депутатов Парламента), откроет прямую дорогу к реализации давней мечты нынешнего руководства страны – принятию новой Конституции и превращению Турции из парламентской в президентскую республику.
Для правящей партии нынешняя ситуация – из серии «сейчас или никогда». Либо «добро» на дальнейшее продолжение курса по коренной перестройке Турции, либо неизбежное ослабление позиций и начало обратного счёта вплоть до ухода сегодняшних лидеров в политическое небытие. Цитируя известный фильм: «или я веду её в ЗАГС, либо она меня ведёт к прокурору». Третьего не дано.
Градус напряжения накануне выборов достиг высшей точки «кипения»: в турецкой прессе чуть ли не ежедневно публикуются данные соцопросов и предсказания футурологов от политики, с прогнозами, отличающимися один от другого с точностью до наоборот.
Правящая партия, справившаяся с нервами и начавшими было вырываться наружу (невиданное дело) внутренними дрязгами, снова излучает уверенность в себе и в получении аж 400 депутатских мандатов. Реджеп Тайип Эрдоган, забыв про свою, законом предусмотренную, президентскую нейтральность, занимается открытой агитацией в пользу ПСР с жёсткой критикой в адрес оппозиции и Запада.
Оппозиция, в лице трёх основных конкурентов – Народно-республиканской партии, Партии националистического движения и Демократической партии народов, в ответ обещает забывчивому президенту обратиться с иском в Конституционный суд о выходе за рамки полномочий и спешит служить политическую панихиду по действующему руководству страны.
Западные наблюдатели предостерегают Эрдогана и ПСР от «деструктивного пути» демонизации оппозиции и нарушения свободы слова в ходе предвыборной кампании. Те в ответ, не стесняясь в выражениях, предлагают им «не учить учёного».
В общем процесс захватил всех, результат же - неясен.
Конечно, всерьёз обсуждать прогнозы оппозиции и строить догадки о том, какая будет Турция без Эрдогана и без его ПСР – мягко говоря, преждевременно. Скорее было бы уместно, хотя бы кратко, вспомнить, какой Турция стала при Эрдогане и при его партии, без дифирамбов, но и без чёрных красок.
Это при них Турция окрепла экономически, оказались забыты экономические кризисы конца 1990-х - начала 2000-х годов и продуктовые карточки. Гиперинфляция оставлена позади. Турецкая лира отбросила шесть нулей и превратилась в «новую турецкую лиру». Страна объективно похорошела и приросла новой, построенной с имперским размахом, инфраструктурой - аэропортами, дорогами, туристическим сектором и жилым фондом. Местный бизнес пришёл в движение, отстроил страну, накормил её и одел и активно пошёл за рубеж делать всё то же самое. Рост уверенности в себе сопровождался амбициозными планами на перспективу, объединёнными генеральной целью по вхождению в десятку крупнейших мировых экономик, и всплеском национальной гордости. Слова Ататюрка «счастлив тот, кто именует себя турком» обрели новый смысл. Турция перестала оглядываться на Запад и на Европу и, наконец, задалась вполне законным вопросом, а что там, собственно, делать и стала с интересом всматриваться в себя и в собственную историю. Война за независимость и провозглашение Республики в 1923 году перестали быть «началом истории». Прошлое начало просматриваться на всю глубину, вплоть до переселения тюрков в Анатолию и образования Османской Империи.
Перевернув шахматную доску и сыграв «за чёрных», вспомним, что именно при Эрдогане и при ПСР была сформулирована и благополучно похоронена, вместе со всеми благими намерениями, красивая лишь в качестве концепта, политика «ноль проблем с соседями». Как шутят оппозиционеры, её уместнее было бы назвать «ноль соседей без проблем». С армянами не помирились, с Израилем рассорились, в Ливию и в Сирию зачем-то втянулись, не сказать влезли. Без веских политических причин и значимых экономических дивидендов. Получив очаги напряжённости на границах и толпы беженцев в своих городах, с ростом криминалитета и раздражением коренного населения. Ранее закрепленная за Турцией функция нейтрального моста между Востоком и Западом и перекрестка цивилизаций, «козырной туз» страны, оказалась под большим вопросом. Внутриполитические баталии сопровождались бесконечными поисками врагов внешних и внутренних, порождая в обществе новые расколы и трещины. Нормализация отношений государства с религией грозит обернуться своей противоположностью.
Как россияне, не можем не вспомнить, что именно Реджеп Тайип Эрдоган и его Партия, стали архитекторами очередной, достаточно продолжительной оттепели в двусторонних российско-турецких отношениях со стратегическим и многоплановым партнерством, с мега-стройками и супер-проектами, такими, как АЭС «Аккую» и газопровод «Турецкий поток». Правда, концовка оказалась смазана: слово, которое нельзя произносить, на букву «Г» («геноцид», а не «газопровод»), грозит рассорить партнёров, а реализация «Турецкого потока» оказывается под большим вопросом. Двусторонние российско-турецкие отношения, по-прежнему, наполнены содержанием, но утратили черты предсказуемости.
Подводя итог, турецкий селфи противоречив и неоднозначен, а будущее, как нередко бывает – туманно и непредсказуемо. Будет ли приведённый выше баланс – промежуточным или окончательным, многоточием или точкой? До получения ответа на этот вопрос остаётся совсем немного времени. Ясно одно: Турция стоит на перекрестке, выбор пути на котором предопределит будущее страны и, как неизбежное следствие, дальнейшие перспективы российско-турецких отношений...