Обычно саммиты ШОС и БРИКС разнесены по времени и месту, но Россия решила одним выстрелом убить сразу двух зайцев. Тем более что ключевой партнер — Китай — является участником сразу двух объединений. А другой важный член «пятерки» — Индия — не прочь пополнить ряды Шанхайской организации сотрудничества. Уже за несколько месяцев до начала саммитов организаторы не скрывали: вопрос о расширении является одним из основных в повестке дня. Кремль, да и Пекин, заинтересован в дальнейшем развитии концепции многополярного мира и создании альтернативных ЕС и «Большой семерке» международных структур, подкрепляющих новую идеологию. Россия больше не участвует в проекте создания единого экономического пространства от Лиссабона до Владивостока. Ее новый приоритет — китайский «Шелковый путь», в который со временем предполагается интегрировать «новорожденный» Евразийский экономический союз. (Не случайно в Уфу пригласили Александра Лукашенко, чья страна не входит ни в одну из структур.)
По словам помощника Путина Юрия Ушакова, ШОС на данный момент получила 11 обращений на получение статуса наблюдателя или партнера по диалогу. Последнюю заявку 2 июля подал Египет. А, например, в прошлом году о своем желании сотрудничать официально объявила Украина. Впрочем, Ушаков оказался не в курсе, на какой стадии в данный момент находится реализация этих намерений. «В Уфе будет запущен процесс на присоединение к ШОС в качестве полноправных членов Индии и Пакистана. Есть аналогичная заявка от Ирана. Надеемся, что она будет удовлетворена по мере того, как с этой страны снимут санкции Совбеза ООН», — заявил он.
Встреча Путина с президентом Ирана Хасаном Роухани, пожалуй, самое ожидаемое событие этой недели. Только ради нее в Уфе аккредитовалась целая армия мировых СМИ. Встреча состоится 9 июля, сразу после саммита БРИКС и перед торжественным ужином, который российский президент даст для лидеров всех трех продвигаемых Россией объединений (БРИКС, ШОС И ЕАЭС). Основной темой беседы, естественно, станут итоги переговоров по иранской ядерной проблеме в Вене (вне зависимости от того, чем они завершатся). Также планируется детально обсудить перспективы военно-технического сотрудничества. В случае отмены «оружейного эмбарго» Россия готова возобновить контракт, прерванный в 2010 году Дмитрием Медведевым, и вместо С-300 поставить Тегерану новейшие С-400 «Триумф» или на выбор ЗРК «Антей-2500». При этом Иран должен отозвать свой иск к «Рособоронэкспорту» из третейского суда Женевы. Помимо Роухани у Владимир Путин предусмотрены двусторонние контакты с лидерами КНР — Си Цзиньпином, Индии — Нарендрой Моди, Бразилии — Дилмой Русефф, ЮАР — Джейкобом Зумой. Всего за три дня российский президент проведет 11 двусторонних встреч и одну трехстороннюю (с главами КНР и Монголии). И это не считая разноформатных заседаний, рабочих завтраков, приемов и итоговой пресс-конференции, запланированной на вечер 10 июля. «График получился крайне перенасыщенный», — отмечают в Кремле, опасаясь делать какие-либо прогнозы о времени окончания официальных мероприятий. Впрочем, Путину не впервой работать за полночь. Гораздо труднее — вставать по утрам.
А ведь для гостей саммитов заготовлена не только деловая, но и обширная культурная программа. В Уфу с гала-концертом приедут Кремлевский балет и Казачий хор. Запланированы выступления лучших творческих коллективов Башкортостана и демонстрация спектаклей по мотивам башкирского эпоса «Урал-батыр» и древнеиндийского эпоса «Рамаяны» (на это представление особенно ждут индийскую делегацию во главе с Моди). Рядом с Конгресс-центром, где будут проходить заседания ШОС и БРИКС, уже открылась этническая деревня с народными промыслами, башкирским медом, беляшами и чак-чаком. Впрочем, VIP-персоны, не боящиеся такой экзотики, как конина и кумыс, смогут попробовать местные блюда непосредственно на завтраках и приемах: специальное меню с национальным уклоном было утверждено еще весной.