Коммунизм как «мягкая сила»

Реплика политолога Олега Бондаренко

Реплика политолога Олега Бондаренко

На прошлой неделе в Афинах проходил Международный фестиваль левой молодежи. Более 300 тысяч молодых людей из разных стран и континентов собрались в огромном парке Трици, чтобы послушать дискуссии греческих коммунистов и левых интеллектуалов о будущем Греции и Европы. Океан молодых лиц, подпевая по-русски звучащей из динамиков песне «от тайги до британских морей», встречал лидера Компартии Греции Димитраса Куцумбаса. На фоне всего этого неприлично бросалось в глаза практически полное отсутствие представителей России на этом празднике коммунистической жизни.

Левая идея на постсоветском пространстве давно переживает не лучшие времена. Постсоветский реваншизм 90-х, питавший рейтинги коммунистических партий бывших республик Союза, постепенно уступил место другим эмоциям и политическим силам. Отдельные компартии, например Украины и Молдавии, давно уже стали заложниками бизнес-интересов своих лидеров, мужественно променявших партийные принципы на дома под Барселоной и «Астон Мартины» в гаражах загородных резиденций. Ни для кого не секрет, что и Петр Симоненко в Киеве, и Владимир Воронин в Кишиневе, не дрогнув, переметнулись на сторону новой националистической власти, как только зашла речь о сбережении их немалых, накопленных потом и кровью активов. Одна только таможня времен Януковича с «коммунистом» во главе, по разным данным, приносила в партийную (ли?) кассу более 10 миллионов долларов ежемесячно. Действительно, зачем бороться дальше, если есть возможность сохранить капитал согласно заветам Маркса — ведь нет такого преступления, на которое бы не пошел крупный капитал… Или семейный бизнес молдавского экс-президента-«коммуниста», получивший поддержку серого кардинала бессарабской республики Плахотнюка за то, что некогда могучая и правящая ПКРМ присоединилась к его неформальному блоку в парламенте Молдовы. Увы, капиталистический червь, погубивший в 80-е многих представителей советской элиты, продолжает губить сегодня постсоветских коммунистов.

В Россия же в условиях возрождения национального самосознания на фоне экономического кризиса левая идея могла бы быть снова востребована как обществом, так и властью. На чем еще может базироваться межнациональный мир в нашей стране, как не на советско-российско-имперском опыте создания гражданской нации? Включающей в себя жителей всех губерний и округов, автономных республик и улусов любых наций и религий. Ведь если мы не приемлем путь создания классического национального государства европейского образца, о чем неоднократно заявлялось с высоких трибун, то нужно же понимать хотя бы направление государственного строительства и его гражданско-социальную роль.

В ситуации официального участия в сирийском конфликте нам необходимо быть готовыми к противодействию вероятному обострению межнациональных и межконфессиональных отношений в нашей прекрасной огромной стране. Инструментами межнационального мира в советское время была поддержка местных традиций при условии тотального контроля над ними — так, например, между революцией и Великой Отечественной войной на территории Чечни и некоторых других республик Северного Кавказа официально существовали советские шариатские суды, а после войны в Бухаре было открыто единственное в Советском Союзе медресе, которое закончили многие известные муфтии от Равиля Гайнутдина до Ахмата Кадырова. Даже в условиях атеистической советской власти создавались механизмы религиозно-государственного взаимодействия. В то время как сегодня зачастую такого взаимодействия даже между мусульманами различных стран СНГ катастрофически не хватает. Иначе на территории современной Киргизии, к примеру, не работали бы организации исламистов, запрещенные даже в Саудовской Аравии с ее государственным ваххабизмом.

В то же время попытка создания советского народа как новой формации людей различных этносов не везде одинаково провалилась. Выскажу крамольную мысль — именно благодаря советской закалке не был украинизирован и выстоял в борьбе за свободу Донбасс. Где, по сути, вылилась в активную фазу давняя борьба имперско-советского с националистически-антисоветским. В самом деле ведь не русско-украинский конфликт стал же его причиной! Недаром начинался Майдан со свержения памятников Ильичу, скабрезно прозванного «ленинопадом». А насквозь советское слово «ватник» стало синонимом борца с евроинтеграцией по-бандеровски.

Идея социальной справедливости стала самым эффективным инструментом «мягкой силы» Советского Союза, продолжающим работать даже после гибели последнего. До сих пор работают десятки разных международных организаций во многих странах мира, созданных по советской инициативе. Все эти международные конфедерации труда, ассоциации юристов-демократов, женские союзы. Сложно себе представить, но до последнего момента Россия вообще не участвовала в работе большинства из них. Несмотря на то, что это готовые институты вежливого влияния.

Значит ли это, что мы должны слепо копировать советский опыт со всеми его перегибами и недостатками? Конечно же, нет. Но периодически вспоминать его следует регулярно. Хотя бы для того, чтобы не повторять совершенных ошибок.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру