Путин на встрече с учеными обругал Ленина и Пастернака

Дискуссия о «стране-дауншифтере» получила продолжение

Совет по науке и образованию, возглавляемый Владимиром Путиным, присоединился к дискуссии о месте России в современном мире, начало которой положило выступление Германа Грефа на Гайдаровском форуме. Хотя слово "дауншифтер никто из участников заседания не произносил, мнения разделились. А сам президент неожиданно «наехал» на вождя мирового пролетариата Владимира Ильича Ленина.

Дискуссия о «стране-дауншифтере» получила продолжение

Одни ученые считают, что Россия продолжает оставаться одним из лидеров научно-технического прогресса, другие - что технологическое отставание безнадежно и на его преодоление потребуются годы. Сам Путин распорядился приравнять разрабатываемую Стратегию научно-технологического развития к Стратегии национальной безопасности страны.

На прошлой неделе Герман Греф заявил, что Россия проиграла конкуренцию и оказалась в "технологическом порабощении", превратившись в одну из стран дауншифтеров. По его мнению, преодолеть разрыв с ведущими странами мира будет значительно труднее, чем тот, который образовался в ходе предыдущей индустриальной революции. Эти слова наделали много шума в российском истеблишменте. И, хотя пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что Кремль не поддерживает ни один из противоборствующих лагерей, Владимир Путин не смог остаться в стороне от дискуссии о месте России в мире, переживающем, по словам того же Грефа, окончание "эры углеводородов".

В четверг возглавляемый главой государства Совет по науке и образованию обсуждал разработку Стратегии научно-технологического развития страны. Многостраничный фолиант обещают подготовить к осени. По словам президента, он должен стать одним из основополагающих документов наряду со Стратегией национальной безопасности.

"Вопрос носит принципиальный характер: наличие собственных передовых технологий - это ключевой фактор суверенитета и безопасности государства, конкурентоспособности отечественных компаний, важное условие роста экономики и повышения качества жизни российских граждан", - подчеркнул ВВП.

По его словам, деньги на науку должны получать коллективы, способные конкурировать с мировыми центрами и разрабатывать принципиально новые технологии.

К наиболее сильным президент отнес 150 научных институтов, что составляет всего 10% от общего количества. На долю этих организаций приходится 70% всех зарегистрированных патентов и 80% высокоцитируемых, в том числе за границей, научных работ.

"Нельзя поддерживать бесперспективные центры - это все равно что в экономике поддерживать предприятия, которые обречены, чтобы быть закрытыми! Жалко денег, ведь они могут достаться тем, кто способен добиваться успехов", - напутствовал Путин разработчиков стратегии.

По его словам, по каждому приоритетному направлению, обозначенному в Стратегии, необходимо создать советы, которые будут прогнозировать развитие научно-технической мысли на годы вперед и отбирать институты, ответственные за прорывные исследования.

Глава РАН Владимир Фортов поспорил с президентом относительно поддержки исключительно передовых организаций. В конце концов Эйнштейн сделал свои выдающиеся открытия, работая в патентном бюро, а Григорий Перельман - сидя в квартире с авоськой и батоном.

"Проблема реализации стратегии касается не только ведущих организаций, но и всех ученых страны", - считает Фортов. Он обратил внимание на то, что пока в раздаточных материалах слишком много "белых пятен". В частности, отсутствуют механизмы, с помощью которых будут реализованы поставленные пред учеными задачи, а сама стратегия ориентировала на слишком далекое будущее.

"Принять стратегию - это 5% дела, а 95% - ее выполнить, - справедливо заметил Фортов, - Конечно, о далеком будущем приятнее говорить, и чем дальше горизонт, тем приятнее. Но чтобы стратегия реально работала, необходимо определить конкретные этапы и сроки их выполнения".

Глава РАН вставил свои "пять копеек" и в споры о "дауншифтинге". По его словам, в мире наблюдается рост научной сферы, за которым Россия не успевает. Число российских научных публикаций за последние 15 лет выросло всего на 12%. Тогда как китайских - в десять раз, а индийских - в пять. Находившийся под санкциями Иран тоже не дремал, и сейчас в буквальном смысле "дышит нам в спину".

Фортов попросил президента еще на год продлить мораторий на продажу имущества организаций, ранее входивших в РАН. Месяц назад механизм защиты, введенный в 2014 году, перестал действовать, и уже "выстроилась толпа охотников до чужого имущества и чужих научных результатов".

Путин согласился, однако попросил РАН и ФАНО не затягивать с реформой. "Преобразования должны происходить, - подчеркнул ВВП, - Ведь именно для этого все и затевалось."

Президент отреагировал и на предложение ректора МГУ ответить составителям зарубежных рейтингов, неадекватно оценивающих потенциал российских вузов и научных организаций по "гамбургскому счету".

"Пока у нас не будет своего критерия, мы будем вынуждены руководствоваться тем, что нам предлагают, и вечно жаловаться на то, что это нам не подходит, - заявил глава государства, - Давайте сами разработаем критерий, который мог бы оценить работу научных центров. Это важно в том числе для продвижения российских разработок на мировом рынке".

Под конец заседания Путина задело высказывание одного из ученых, мимоходом процитировавшего Пастернака: Ленин «управлял течением мысли и только потому - страной".

"Заложили атомную бомбу под здание, которое называется Россией, она потом и рванула. И мировая революция нам была не нужна", - неожиданно резко отреагировал президент. В общем, вождь мирового пролетариата тоже повинен в том, что Россия оказалась в числе "дауншифтеров".

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27013 от 22 января 2016

Заголовок в газете: Вождь мирового пролетариата оказался виновным в отставании России

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру