В Грузии готовят новую «цветную революцию»: Саакашвили собирается вернуться

Экс-президент уверен, что скоро въедет в Тбилиси на белом коне

В субботу, 8 октября, в Грузии пройдут парламентские выборы. Они обещают быть бурными: сторонники экс-президента Михаила Саакашвили (партия «Единое национальное движение», ЕНД) готовы на все, чтобы вернуть власть. Саакашвили уже объявил, что вскоре триумфально вернется на родину. Правда, его главный оппонент — бывший премьер Грузии Бидзина Иванишвили — уже пообещал ему «удобную тюремную камеру». Тем не менее угроза реванша «мишистов» (так в Грузии называют людей Саакашвили) велика как никогда.

Экс-президент уверен, что скоро въедет в Тбилиси на белом коне
Единое национальное движение планирует после выборов начать акции протеста.

Власти подозревают сторонников Саакашвили в намерении устроить после выборов очередную «цветную революцию». И обстановка в стране явно накаляется: во вторник в Тбилиси взорвали машину одного из лидеров ЕНД — Гиви Таргамадзе. Сам Таргамадзе не пострадал, хотя бомба, по его словам, была заложена в автомобиль, в салоне которого он находился. Премьер-министр Грузии Георгий Квирикашвили назвал случившееся провокацией. Таргамадзе — опытный менеджер «цветных революций», давний соратник Саакашвили, вместе с которым он делал еще «революцию роз» в 2003 году. Россия объявила его в розыск по «болотному делу».

Но технологии технологиями, а для революции, даже «цветной», в стране должны созреть предпосылки. Этому еще классики марксизма-ленинизма учили. Если народ всем доволен, то смутьянов запинают ногами прямо на улице. Раскачать ситуацию в абсолютно благополучном обществе не удастся.

Однако сегодняшнюю Грузию вряд ли можно назвать благополучной страной. Нельзя сказать, что изменений к лучшему нет. Например, в этом году (с 1 июля) на 12,5% были увеличены пенсии. В настоящее время размер базовой пенсии составляет 180 лари (около 77,6 доллара). До повышения пенсионеры получали 160 лари. Это, конечно, не 14 лари (размер пенсии при Шеварднадзе) и не 55 лари при Саакашвили. Но это даже не российская пенсия, не говоря уж о европейских. При том, что возраст выхода на пенсию составляет 65 лет для мужчин и 60 — для женщин.

По-прежнему очень высок уровень безработицы. Официально безработными считаются 26% трудоспособного городского населения. В деревнях люди живут за счет натурального хозяйства и считаются «самозанятыми». Средняя зарплата составляет 350–400 лари.

Одним из главных достижений нового руководства считается реформа в системе здравоохранения. При Саакашвили медицина стала недоступной для большинства населения. Платным был даже вызов «скорой помощи». Сегодня целый ряд категорий граждан имеет право на бесплатное медицинское обслуживание. Это пенсионеры, инвалиды, малоимущие, дети до 6 лет, студенты и военнослужащие. Остальным гражданам Грузии государство покрывает 70% стоимости лечения. Так что кое-чего нынешние власти добились, но в целом ситуация в стране остается тяжелой.

Губернатор Одессы Михаил Саакашвили надеется на триумфальное возвращение в Грузию.

Четыре года, прошедшие с момента поражения «мишистов» на прошлых парламентских выборах, можно назвать временем упущенных возможностей. Радикального изменения политического курса Грузии не произошло, многие назначенцы Саакашвили, виновные в преступлениях, избежали наказания (включая самого экс-президента, которому позволили уехать и который сейчас является губернатором Одессы), справедливость в отношении жертв режима до конца не восстановлена. В отношениях с Россией хотя и произошло потепление, но до настоящей дружбы еще далеко.

В октябре 2012 года народ Грузии вымел из власти сторонников Михаила Саакашвили — «мишистов». Вымел в буквальном смысле этого слова. На улицы грузинских городов вышли тогда тысячи протестующих с вениками в руках: так люди отреагировали на обнародованные видеозаписи пыток заключенных в Глданской тюрьме. Во время изнасилований заключенных охранники использовали в том числе и веники.

Читайте материал «Подруга детства Саакашвили рассказала шокирующую правду его жизни»

Грузия была потрясена, и на состоявшихся 1 октября 2012 года парламентских выборах правящая партия «Единое национальное движение» Михаила Саакашвили потерпела сокрушительное поражение. Большинство мест в парламенте получил оппозиционный блок «Грузинская мечта — Демократическая Грузия». Власть в стране перешла к оппозиции, которую возглавлял грузинский олигарх Бидзина Иванишвили.

После этого Саакашвили оставался президентом еще более года — формально до 17 ноября 2013 года. Однако судьба его власти и его команды была предопределена. Лишившись административных рычагов, «мишисты» потеряли контроль над политическими процессами, и в октябре 2013 года на выборах президента их кандидат проиграл кандидату от «Грузинской мечты». Георгий Маргвелашвили уже в первом туре получил абсолютное большинство голосов (62%) и стал новым президентом Грузии. Таким образом, «Грузинская мечта» сосредоточила в своих руках и законодательную, и исполнительную власть. Это была полная победа.

Однако мало победить — важно правильно распорядиться победой. Уровень разочарования всегда зависит от уровня ожиданий. Уровень ожиданий избирателей в 2012 году был очень высоким — и он подогревался самой «Грузинской мечтой», шедшей к власти, как это водится у оппозиции, на популистских лозунгах. Помимо социальных вопросов грузинское общество волновали гуманизация пенитенциарной системы, прекращение пыток в тюрьмах, а также восстановление справедливости в отношении тех, кто был при Саакашвили несправедливо осужден, у кого отобрали имущество. И, разумеется, наказание виновных.

В целом, по мнению правозащитников, ситуация в грузинских тюрьмах значительно улучшилась. При Саакашвили пытки носили системный характер. Теперь от этого полностью отказались. Однако многие сотрудники тюремной администрации и правоохранительных органов, причастные к пыткам и незаконным действиям в отношении осужденных и подследственных, сохранили свои места работы. А те, кто все же предстал перед судом, отделались сравнительно легким наказанием. Шестеро сотрудников министерства по исполнению наказаний были приговорены к тюремным срокам от года до шести с половиной лет. При этом Уголовный кодекс Грузии предусматривает за применение пыток до 23 лет лишения свободы.

Куда хуже обстоит дело с так называемым восстановлением справедливости. При Саакашвили множество людей подверглись незаконным арестам и были вынуждены заплатить внушительные суммы по так называемым процессуальным соглашениям, многие лишились домов, квартир, бизнеса. Перед парламентскими выборами 2012 года «Грузинская мечта» обещала восстановить права всех пострадавших граждан и наказать виновных. Однако сделать это на практике оказалось не так легко. Прежде всего потому, что пострадавших оказалось слишком много. Только с 2012 по январь 2015 года в прокуратуру поступило 52 530 заявлений от жителей Грузии по поводу незаконных действий в отношении их со стороны представителей старой власти. Люди надеялись на возвращение незаконно отобранной собственности или хотя бы выплату компенсаций, бывшие политзаключенные рассчитывали на пересмотр их дел.

Для пересмотра сомнительных судебных решений в период правления Саакашвили планировалось создание специальной государственной комиссии. Министерство юстиции даже подготовило соответствующий законопроект, однако позже было принято решение отложить создание такой комиссии на неопределенный срок по финансовым соображениям.

Как заявляли представители «Грузинской мечты», удовлетворение многочисленных исков финансового порядка непосильным бременем ляжет на бюджет страны. Но дело не только в этом. Многие полагают, что восстановление справедливости буксует из-за давления Запада, где Михаил Саакашвили и его ЕНД до сих пор имеют хорошую поддержку и пул прикормленных лоббистов. Новые власти не провели своевременно реформу органов правосудия и правоохранительных структур, поэтому старые кадры ЕНД, сохранившие свои позиции, саботировали расследования злоупотреблений чиновников Саакашвили и разваливали дела против них в судах.

В 2015 году Грузию потрясли два резонансных убийства гражданских активистов борьбы за восстановление справедливости. Юрий Вазагашвили был взорван на могиле своего сына Зураба, убитого в ходе полицейской операции в 2006 году. Взрывное устройство было заложено в вазу для цветов у надгробья. Вазагашвили добивался наказания виновных в смерти сына, был организатором множества акций протеста.

Бизнесмен Бесо Хардзиани вел борьбу за возвращение своих активов. Он был арестован при Саакашвили по сфабрикованному обвинению и в результате пыток в тюрьме был вынужден переоформить свои бизнес-активы на представителей ЕНД. В марте 2015 года он был застрелен киллером у порога своего дома.

В Грузии считают, что расследование дел Вазагашвили и Хардзиани могло вывести на высокопоставленных представителей прежней власти. Целью этих демонстративных убийств было стремление остановить расследование преступлений команды Саакашвили, запугать наиболее активных поборников восстановления справедливости. После этих убийств всем стало окончательно ясно: люди Саакашвили ни перед чем не остановятся.

Поэтому никто не удивился, когда несколько уже бывших представителей НПО «Свободная зона» заявили на пресс-конференции в Тбилиси, что получили от Саакашвили указания по организации переворота в стране. «Свободная зона» — это боевое молодежное крыло ЕНД. Бесо Каладзе, теперь уже бывший руководитель Глданской организации этого НПО, некоторое время назад встретился с Саакашвили на Украине. Экс-президент сказал ему, что ресурс «Свободной зоны» нужен ему для того, чтобы организовать беспорядки в стране после выборов. Под предлогом фальсификации выборов члены НПО по плану Саакашвили должны начать акции протеста. «Своими действиями мы должны были вынудить власть разогнать наши акции. После этого с помощью «Рустави 2» они призвали бы людей выйти на улицы. После этого были бы заблокированы государственные учреждения, и за всем этим могли последовать жертвы», — рассказал Каладзе.

То есть перед нами уже многократно обкатанный типовой сценарий «цветной революции». Хорошо известна поговорка: «Не важно, как проголосуют, важно, как посчитают». Организаторы «цветных революций» пошли еще дальше. Теперь не важно, ни как голосуют, ни как считают. Важно, сколько человек ты сможешь вывести на центральную площадь столицы. Если считают не в твою пользу — то выборы сфальсифицированы. Берите зонтики и хорошее настроение.

Позже в социальных сетях появилась аудиозапись, на которой человек, голос которого похож на голос Саакашвили, обсуждает с соратниками сценарий «грузинского Майдана». В связи с этим служба госбезопасности уже возбудила уголовное дело о заговоре с целью захвата власти, в котором Саакашвили — главный подозреваемый. Власти, как сообщил идеолог «Грузинской мечты» Бидзина Иванишвили, приготовили для экс-президента «удобную тюремную камеру». Тем не менее губернатор Одесской области полон оптимизма и планирует вернуться на родину после выборов. «Милые граждане Грузии, остается всего несколько дней до того, как мы с вами встретимся…» — делится он своими мечтами в Фейсбуке.

Чем все это закончится, мы вскоре узнаем. Основная борьба на выборах развернется между «Грузинской мечтой» Иванишвили и «Единым национальным движением» Саакашвили. Только эти партии, по мнению экспертов, имеют шансы попасть в парламент.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27223 от 7 октября 2016

Заголовок в газете: Грозит ли Грузии реванш Саакашвили?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру