В Вашингтоне продолжается «русский скандал»

Расследование связей Трампа с Россией подстегнули французские выборы

В плане американо-российских связей есть «с одной стороны» и «с другой стороны». С одной стороны, на днях в Нью-Йорке состоятся переговоры делегаций двух стран во главе с замгоссекретаря США и замминистра иностранных дел РФ, цель которых – расчистить завалы, мешающие улучшению двусторонних отношений. С другой стороны, ФБР и различные комитеты Конгресса США интенсифицируют расследование контактов, имевших место между помощниками Трампа и официальными представителями России, и «вмешательства России в американские выборы».

Расследование связей Трампа с Россией подстегнули французские выборы

Есть еще и третья сторона, но она связана со второй: в военной области Трамп демонстрирует решимость противостоять России – явно с целью дистанцироваться от Москвы, отвести от себя подозрения в сговоре с Кремлем. «А в-четвертых» (цитируя советского классика детской литературы), американские дискуссии на тему «российского вмешательства» заметно активизировались после того, как СМИ сообщили о взломе хакерами электронной базы данных предвыборного штаба Эмануэля Макрона.

Телекомпания CBS недавно сообщала, что «члены Конгресса США и официальные лица из правоохранительных ведомств все более озабочены попытками России дискредитировать контрразведывательное расследование, проводимое ФБР». Цель этого расследования – выяснить, имела ли место координация действий между сотрудниками штаба предвыборной кампании Трампа и представителями официальной Москвы. Такое сотрудничество с иностранной державой с целью добиться желательного для нее (и для Трампа) исхода президентских выборов, с точки зрения американского закона, – преступный сговор.

«Бывшие чиновники разведывательных служб США и нынешние источники в Конгрессе, – сообщает CBS, – утверждают, что русские будут пытаться использовать слабые места и распространять дезинформацию по мере продвижения вперед расследования ФБР и его приближения к окончательным выводам».

Давая недавно показания на Капитолийском холме, директор ФБР Джеймс Коми высказал предположение, что Кремль продолжает вмешиваться во внутреннюю политику США; Коми ожидает, что Москва попытается воздействовать в выгодном для себя направлении на промежуточные выборы 2018 года (тогда будут переизбираться все депутаты Палаты представителей, треть сенаторов, часть губернаторов штатов и др.) и в будущем продолжит свои попытки вмешательства. Глава ФБР пока отказывается говорить, на какой стадии находится расследование «русского скандала».

Тем временем сенатский комитет по делам разведки продолжает свое собственное расследование, в рамках которого он затребовал у ряда помощников Трампа документы, относящиеся к их контактам с российскими представителями. Среди тех, кто получил письменные запросы сенатского комитета:

Роджер Стоун, бывший советник Трампа, который, как утверждается, дал отмашку Wikileaks на вброс в медийное пространство (в определенный момент времени) данных, похищенных хакерами из базы данных избирательной кампании Хиллари Клинтон;

Картер Пейдж, связанный с Россией бизнесмен и бывший советник предвыборной кампании Трампа;

Экс-генерал Майкл Флинн, который перед выборами имел неоднократные контакты с послом РФ в США; после вступления в должность Трамп назначил Флинна советником президента по национальной безопасности, но через 24 дня состоялась его отставка;

Пол Манафорт, бывший руководитель штаба предвыборной кампании Трампа, который ранее работал за большие деньги на Украине советником Виктора Януковича.

Перечисленные выше персонажи хранят молчание, за исключением задиристого Картера Пейджа, отославшего сенаторов к Бараку Обаме, при котором была санкционирована прослушка г-на Пейджа Агентством национальной безопасности (его подозревают в том, что он действовал как «агент иностранного государства»). Мол, они прослушивали – у них и берите нужные вам данные о моих контактах с Россией.

Не думаю, что Пейджу удастся легко отмахнуться от запроса сенатского комитета. Законодатели пока просят «по-хорошему», но могут и «по-плохому» – пришлют ему повестку-предписание, неисполнение которой чревато судебной ответственностью. Что касается Обамы, он, как и любой президент, не мог санкционировать прослушку американского гражданина на территории США – ордера на такую прослушку выдают только специальные суды. Выдают скупо и строго, требуя от минюста обоснования запроса.

Американские СМИ пишут еще об одном моменте «русского скандала»: ФБР расследует секретную встречу, состоявшуюся в январе этого года на Сейшельских островах между неким лицом, «близким к президенту Владимиру Путину», и Эриком Принсом, крупным бизнесменом и донором Трампа (после съезда Республиканской партии он внес в фонд предвыборной кампании Трампа $250 000). Встреча якобы состоялась при посредничестве Объединенных Арабских Эмиратов, о ее содержании ФБР ничего не сообщает.

Даже когда главу ФБР Коми допрашивают под присягой в Капитолии, он очень скупо делится информацией о ходе «Раша-гейта»: да, работаем совместно с федеральными прокурорами, о ходе следствия рассказывать не могу... Чем это все закончится? Есть немалая доля вероятности, что чьи-то головы полетят. Ветеран американской тележурналистики Дэн Разер, бывший ведущий главной новостной программы CBS, в 70-е годы детально освещал Уотергейтский скандал. Он считает, что «Раша-гейт» может стать скандалом не меньших (а может быть, даже больших) масштабов: «На шкале от 1 до 10 я бы дал Уотергейту 9 баллов. Русский скандал пока не превышает 5 – 6 баллов, но он, совершенно очевидно, нарастает не по дням, а по часам».

Согласно прогнозам, исход «Раша-гейта» станет известен уже в этом году.

Илья Бараникас, Нью-Йорк

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру