Беженцы рассказали о настоящей Сирии: ад вместо медийных сказок

Корреспонденты CNN побывали в стране и ужаснулись

На сайте американского телеканала CNN опубликован репортаж «Сирийцы зажаты между режимом и повстанцами. На Идлиб надвигается атака». Авторы репортажа Бен Уидеман, Тамара Киблои, Уаффа Мунайер и Карим Каддер утверждают, что разрешение посетить провинцию получили от правительства Сирии. Открывшаяся перед ними картина несколько противоречит той, которую рисует американский mainstream, повествуя о событиях в охваченной пламенем стране.

Корреспонденты CNN побывали в стране и ужаснулись

«По мере того, как на последний удерживаемый повстанцами регион Сирии надвигается масштабная военная операция, жители по обе стороны противостояния со страхом готовятся к кровавому сражению. В контролируемой повстанцами провинции Идлиб миллионы местных жителей попали под бомбовые удары российской и сирийской авиации и обстрелы боевиков, стремящихся заблокировать выезды из района. Сирийские войска и местные группировки скапливаются на границах зоны повстанцев, они готовятся предотвратить возможные вражеские вылазки», - такими словами начинается репортаж CNN.

«Мы думали, что ситуация становится более спокойной, я решил в ту ночь спать на крыше, но внезапно над моей головой просвистела ракета», - говорит Гауи Саллум, житель города Мухардех, расположенного неподалеку от границы зоны, контролируемой боевиками.

Ракета разорвалась возле дома и унесла жизни двух его племянниц, игравших в догонялки. Во время этой атаки погибли еще 8 человек. «На нас обрушился «дождь» ракет, - говорит Саллум. - В церкви отпевали 10 человек».

«В Идлибе находится порядка трех миллионов мирных жителей, они отчаянно пытаются выбраться в безопасное место, в то время как декларации русских и сирийцев о восстановлении контроля над провинцией звучат все громче. Люди стекаются к турецкой границе, закрытой для сирийцев с 2015 года, они надеются на то, что близость государства НАТО принесет относительную передышку, - читаем в репортаже CNN. – В течение многих недель сирийские и российские самолеты наносили по Идлибу удары, которые, вероятно, являются предупредительными сигналами, призванными предотвратить контрнаступление. Организация Amnesty International обвинила сирийское правительство в использовании запрещенных кассетных бомб».

Кочующие семьи

Охваченная страхом семья 15-летней Лейлы – одна из миллионов семей, вынужденных спасаться бегством из районов сражений.

«Я не знаю, куда мы едем», - говорит Лейла, сидя в кузове подпрыгивающего на ухабах разбитого пикапа.

Их маленький городок в провинции Идлиб подвергся атаке боевых вертолетов правительства Сирии. Лейла и ее семья влились в ряды 6 миллионов сирийцев, вынужденных покинуть свои деревни и города, ставшие полями сражений, хотя до сих пор их город считался сравнительно безопасным.

«Мы впервые увидели бомбежку, - говорит Лейла. – Раньше мы видели бомбардировки по телевизору и на телефонах, а теперь это произошло на наших глазах».

Вооруженные группировки проводят аресты

«По словам представителей ООН, в течение недели более 30 тысяч человек покинуло зону боевых действий в Идлибе, в то время как сирийские войска при поддержке российской авиации готовятся к штурму последнего отрезка страны, удерживаемого оппозицией», - читаем в репортаже.

Вооруженные группировки повстанческой зоны, контроль над которой все больше переходит к исламским экстремистам, с начала августа проводят аресты тех, кто призывает к перемирию и сложению оружия перед сирийским режимом. Об этом говорят представители самих группировок и живущие в Идлибе гражданские активисты, с которыми удалось побеседовать корреспондентам CNN.

«Все группы боевиков, включая Хайет Тахрир Аль-Шам (филиал запрещенной в России Аль-Кайды – «МК»), Свободную сирийскую армию, Фронт национального освобождения, Джейш Аль-Изза и другие, арестовывают всех уличенных в связях с сирийским режимом или контактах с русскими через российские центры по примирению», - сказал CNN гражданский активист из Идлиба на условиях анонимности.

Граница на вершине холма

На верхушке холма занял позиции вооруженный отряд христиан, поддерживающих сирийское правительство. Отсюда открывается вид на равнину, словно искусственно поделенную на зеленые и коричневые участки.

«Вся зеленая территория – наша, бесплодные участки – их», - говорит местный доброволец из группировки «Силы национальной обороны», не назвавший своего имени по соображениям безопасности.

На вооружении отряда артиллерийская установка, несколько видавших виды танков, автоматы Калашникова. Граница с укрепрайоном повстанцев пролегает в двух километрах отсюда.

В тылу гарнизона расположен христианский город Мухарден, 27 тысяч жителей которого не желают покидать дома, несмотря на постоянный ракетный огонь с позиций повстанцев.

«У нас практически каждая мать потеряла ребенка из-за ракетных обстрелов», - говорит местный житель Сабах Герджес.

Он видел, как погибли племянницы Гауи Саллума. Другой мужчина по имени Шади Шада потерял во время обстрела детей, мать, жену.

Гауи Саллум показал съемочной группе CNN фотографии племянниц, погибших во время игры в догонялки. Лин Саллум было 12. Ее сестре Селене - 4.

Командир христианского ополчения «Национальные силы обороны» Симон Аль-Уэкил говорит, что за последние 6 лет его отряд отражал атаки повстанцев более 20 раз. Он искренне желает, чтобы западные государства понимали: это сражение с «исламскими экстремистами».

«Мы воюем с Аль-Кайдой, - утверждает командир, подразумевая Хайят Тахрир Аль-Шам, одну из главных вооруженных группировок в Идлибе, некогда бывшую подразделением Аль-Кайды (запрещенной в России – «МК»). – Это те люди, которые атаковали Америку 11 сентября».

Турция опасается наплыва беженцев

«Наконец грузовик, везущий семью Лейлы, доезжает до нового лагеря беженцев на скалистом склоне рядом с турецкой границей. Дальше им ехать нельзя. В то время как Идлиб замер в ожидании наступления правительственных сил, власти Турции заявили, что не откроют границу для сирийских беженцев. Эта страна уже приняла 3 миллиона сирийцев и отказывается принимать новых», - говорится в репортаже.

Лейла, ее мать, братья и сестренка ждут, когда их отец Абу Мухаммад с помощью других беженцев установит палатку с надувным полом, которая станет их новым домом.

Но вот «дом» построен. Мухаммад возвращается к грузовику и берет Лейлу на руки. Она инвалид с рождения - не может ходить. Отец несет ее в палатку и бережно сажает на грубый ковер, расстеленный на полу.

«Мы уехали ни с чем, - говорит Абу Мухаммад. – ООН подарила нам эту палатку и ничего больше».

До недавнего времени Мухаммад ремонтировал газовые плиты и зарабатывал достаточно для того, чтобы содержать жену и шестерых детей, а также покрывать дополнительные расходы на Лейлу. Теперь все это в прошлом.

Тем не менее он считает себя счастливчиком. У его семьи есть крыша над головой, пусть даже эта крыша пластиковая. «Многие люди спят под деревьями или в машинах на дорогах», - говорит отец семейства.

«Лейла не такая стойкая. Она оглядывает палатку и говорит дрожащим голосом: «Я не хотела сюда ехать. Я не хотела». После этого она отворачивается, и ее душат слезы», - так заканчивается репортаж CNN.

Сюжет:

Сирия: угроза большой войны

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру