Приморский самострел

Известный политолог оценивает перспективы выборов в Приморье

На выборах в Приморье начинается горячая страда — потенциальные кандидаты определяются со своей предвыборной стратегией. И одними из первых определились со своей стратегией как бы триумфаторы сентябрьских выборов в крае — представители КПРФ.

Известный политолог оценивает перспективы выборов в Приморье
Фото: vk.com\Андрей Ищенко.

Геннадий Зюганов — политик опытный и дальновидный — фактически лично снял с выборов кандидата от КПРФ Андрея Ищенко. Формальная (да и фактическая) причина — кандидат в этот раз не преодолеет муниципальный фильтр. Наивные люди могут спросить — он же уже один раз преодолел его, а после еще и заручился поддержкой избирателей, как же он не преодолеет его во второй раз? А вот так — в первый раз Ищенко преодолел муниципальный фильтр благодаря своему основному конкуренту Тарасенко, который буквально помог кандидату от КПРФ приобрести подписи мундепов.

Это печальная история российской политики — партии, в том числе и КПРФ, не желают идти работать на самый низовой уровень российской политики. Муниципальные выборы и муниципальные должности не привлекают партийцев. Там нет бюджета (если речь не идет о муниципалитете регионального центра какого-нибудь богатого региона), потому и участвовать в этих выборах, в какой-нибудь поселковый совет депутатов не спешат даже парламентские оппозиционные партии. В результате, когда речь заходит о преодолении муниципального фильтра на губернаторских выборах, оказывается, что выдвинуться с запасом подписей может только кандидат, поддержанный партией власти. Кого тут винить, кроме самих себя? Решительно некого.

Однако Ищенко не смирился с отсутствием поддержки КПРФ и заявляет о готовности пойти на выборы в качестве самовыдвиженца. Тут начинается самое интересное. Если с партийной поддержкой шансы Ищенко на серьезный результат представлялись сомнительными (и даже муниципальный фильтр ему преодолеть было бы затруднительно), то без этой поддержки они становятся совсем эфемерными. Это мы еще оставляем за скобками тот непреложный факт, что рейтинг кандидата Ищенко был на пике в момент второго тура выборов 16 сентября, а с тех пор он падает, в то время как конкуренты набирают. Думаю, что на популизме и эмоциональной накачке избирателя долго продержать сложно, тут надо обладать серьезным политическим капиталом.

Надо отдать бывшему кандидату от компартии должное — он грамотно себя ведет в сложившейся ситуации. Без поддержки компартии невозможно выйти на выборы? Так надо громче всех говорить о том, что ты на них идешь вопреки всему, а затем объявить о беспрецедентном давлении властей.

Наблюдатели уже отмечали, что массированной поддержки гражданами в Приморье у Ищенко персонально нет. После второго тура выборов в сентябре коммунисты заявили о том, что у них украли выборы (они всегда об этом заявляют), Ищенко объявил, на мой взгляд, фейковую голодовку и призвал выйти граждан с протестами. Правда, протесты получились хлипенькими, их довольно быстро свернули.

То есть теперь для самовыдвиженца Ищенко, вероятно, проблемой будет даже собрать подписи избирателей (ему их нужно порядка 8 тысяч). Это известный феномен: многие кандидаты от партий при сборе подписей быстро срезаются — их электоральная машина подчас просто не настроена на сбор подписей. Вспомнить хотя бы прошлые выборы в Мосгордуму, на которых многие кандидаты не смогли собрать по 5 тысяч подписей избирателей. Так может и в Приморье выйти.

Тем более что подписи можно было собирать с 26 октября, но Ищенко сначала неделю (семь дней, в условиях, когда каждый час на счету) ждал конференцию КПРФ, а потом еще пять дней до заявления о выдвижении своей кандидатуры. То есть на самом старте кандидат потерял 12 дней — это, как представляется, явно говорит о серьезности его намерений.

Впрочем, в данном случае это будет тот сценарий, который устроит и самого Ищенко. Он как-никак бизнесмен. А стало быть, свои перспективы должен оценивать, взвесив все риски. Дано: немного шансов победить, маловероятно даже выдвинуться на выборы, в партийной поддержке отказано. Но надо сохранить лицо (в том числе перед спонсорами, которые вложили в кампанию реальные деньги) и зафиксировать политический капитал, чтобы далее уже выстраивать свою карьеру. В конце концов, выборами история не заканчивается.

Вывод прост — надо максимально эффективно слиться с выборов, обвинив во всем власти. А ежели власти, как с ними нередко случается, вздумают кандидата до выборов почти насильно допустить, то надо не оставить им на это шансов. Тут на помощь приходят маленькие предвыборные хитрости, вроде затейливо оформленных подписных листов без нумерации и в одну строчку, в которых почти любой сборщик подписей неизбежно ошибется и подпись будет признана недействительной. Больше пяти процентов брака и — вуаля — необходимый результат достигнут. Кандидата снимают с выборов, но он сохраняет лицо и вроде бы уходит непобежденным. Незаслуженно обиженный злыми конкурентами, так сказать.

На языке политтехнологов такая тактика называется «самострел». Лучше не участвовать в тех выборах, выиграть которые все равно нет никакой возможности. Тогда ты весь в белом: можешь кричать о властном беспределе и ничего при этом не проиграл, а также сэкономил свои кровные деньги на выборы. Геннадий Зюганов, например, дважды (в 2004 и 2018 годах) отказывался выставлять свою кандидатуру против Владимира Путина — поскольку проигрыш плохо бы отразился на позициях бессменного лидера коммунистов. Бизнесмен Ищенко, конечно, не вполне типичный коммунист, но заветам вождя явно следует.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру