Медведев на Ямале осмотрел газовый завод «для завоевания Китая»

Топлива будет много - вопрос, как вывозить его из Заполярья

В поселке Сабетта на Ямале в день приезда Дмитрия Медведева отменили строжайший сухой закон, который круглогодично действует в вахтовом поселке. За выход завода по производству сжиженного газа на полную мощность можно было выпить и красного, и белого, и даже закусить изысканными деликатесами. Завод будет производить 17 млн тонн СПГ в год - этого хватит, чтобы вмешаться в торговую войну КНР и США и попытаться перетянуть на свою сторону китайских потребителей.  

Топлива будет много - вопрос, как вывозить его из Заполярья
Фото: пресс-служба Правительства России.

В поселке Сабетта у людей быстро появляется привычка держать сигарету зубами и застёгиваться на все пуговицы и молнии. Арктические ветра дуют с такой силой, что в противном случае можно запросто расстаться и с куревом, и с предметами верхнего гардероба, а без них в здешних широтах делать нечего.

Однако Дмитрию Медведеву в этом смысле, можно сказать, повезло: во вторник термометр на Ямале показывал всего лишь минус 8 градусов - оттепель по здешним меркам. (Когда ровно год назад в Сабетту приезжал Путин, было почти минус 30, и уши от мороза и ветра белели прямо на глазах) Впрочем, остальными атрибутами далекого севера - полярной ночью,  вечной мерзлотой и рыскающими по помойкам песцами - премьер мог насладиться в полной мере.

Естественно, большие люди на край света просто так не приезжают, и у Медведева повод был весьма значительный - вывод на проектную мощность флагманского арктического проекта - Ямал-СПГ. Теперь завод, построенный на Южно-Тамбейском газовом месторождении, будет производить 17 млн тонн сжиженного газа в год. Не так много, как Австралия и Катар, но вполне достаточно, чтобы упрочить позиции России на энергетическом рынке азиатско-тихоокеанского региона (куда обычные трубопроводы не доходят) и попытаться извлечь выгоду из торговой войны между Китаем и США. Если противостояние двух экономических гигантов продолжится (а к этому пока все идет), российский сжиженный газ с Ямала сможет заменить американский СПГ, от закупок которого демонстративно отказались китайцы. 

Дмитрия Медведева, который даже не стал переодеваться в зимнюю куртку и шапку, покатали по территории и подробно рассказали, как все происходит: по сути завод, в темноте напоминающий огромную елочную игрушку, работает на то, чтобы из 643 кубометров природного газа получился один. Иными словами: при сжижении газ уменьшается в объеме примерно в 600 раз. Конечно, процесс этот многоступенчатый, поэтому предприятие состоит из огромного количества труб и установок, в каждой из которых происходит очередное сжатие и охлаждение, пока на последней стадии газ не приобретает жидкую форму. В таком состоянии он закачивается в резервуары для хранения, а оттуда в танкеры, которые по Севморпути должны доставлять топливо в порты Европы и Азии.

«Еще несколько лет назад здесь ничего не было - только олени бегали!» - под впечатлением прокомментировал Медведев, - А к 2035 году мы ставим задачу увеличить свою долю на мировом рынке сжиженного газа с 4% до 15-20%. Это очень амбициозная цель". По словам премьера, Россия активно расширяет свое присутствие в Арктике и останавливаться не собирается - это отвечает вопросам стратегической безопасности и экономического развития.  

Уже решено, что на Ямале будет построен как минимум еще один мощный завод по производству СПГ. Зарубежные инвесторы активно интересуются этим проектом.

Единственная загвоздка: каким образом возросшие объемы сжиженного топлива будут вывозиться из Заполярья? Автомобильных и железных дорог здесь нет. А Севморпуть в своем нынешнем состоянии с таким грузопотоком не справится: наиболее перспективный маршрут - восточный - из-за суровых погодных условий работает только 4-5 месяцев в году.

Уже этим летом во избежание затоваривания сжиженный газ пришлось в срочном порядке вывозить на перевалку в Норвегию, из-за чего эта страна тут же столкнулась с антироссийскими санкциями. А ведь в майском указе президента однозначно поставлена задача к 2024 году увеличить объем перевозок по Севморпути с нынешних 15 млн тонн до 80 млн. Причем эта цифра учитывает не только газ, но также нефть, уголь и другие минеральные ресурсы, которыми богата российская Арктика. 

Не удивительно, что на совещании инвесторы хотели узнать от Медведева две вещи: сможет ли государство в течение шести лет построить хотя бы 4 атомных ледокола для сопровождения танкеров по Севморпути в зимний период и выполнить обязательства по расширению портовых мощностей.

Пока бюджет 2019-2021 годов позитивного ответа на эти вопросы не дает. А сдача первого ледокола задерживается приблизительно на два года. "Если своевременный ввод объектов не будет обеспечен, майский указ президента выполнить не получится", - пояснили инвесторы.

Да и вообще не понятно: зачем с опережением сроков строить новые производства на берегу, если возможности вывезти газ и другие ресурсы с Ямала всё равно не существует?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру