Эксперт объяснил, почему в Сербии возникли масштабные протесты

«Условия жизни принципиально не меняются в регионе последние лет 20»

Выходные в сербской столице выдались «жаркие». Вялотекущий антиправительственный протест перерос в столкновения с полицией, попытки оккупировать президентский дворец и захватить главный телеканал страны. Демонстранты скандировали те же кричалки, с которыми почти 20 лет назад смещали президента Слободана Милошевича. Претензии к нынешнему главе государства Александру Вучичу схожие: наступление на свободу слова, аресты и избиение оппозиционеров. Эксперт «МК» оценил серьезность ситуации и шансы недовольных добиться своего.

«Условия жизни принципиально не меняются в регионе последние лет 20»

Протесты в Сербии длятся с ноября прошлого года, но до сих пор они были мирными. В субботу же демонстранты попытались захватить телерадиокомпанию RTS и пробиться в эфир. Но полиция выгнала их из здания прежде, чем им удалось осуществить задуманное.

В воскресенье, 17 марта, разъяренная толпа окружила президентский дворец, прорвав полицейское оцепление, и потребовала прямого диалога с главой государства Александром Вучичем. Тот сказал, что он «не испуган» и к народу так и не вышел. Спустя пять часов он смог покинуть резиденцию, потому что большая часть протестующих решила переместиться к полицейскому участку, где содержались их ранее арестованные соратники. Они пообещали продолжить демонстрации в последующие дни, если задержанных активистов не освободят досрочно. По оценкам правительства, демонстрантов было не более тысячи человек. Оппозиция заявляет о десятках тысяч.

Поводом к началу протестов послужило избиение оппозиционного активиста и лидера «Левой партии» Борко Стефановича в ноябре. Противники Вучича посчитали, что нападение на политика подстроил именно он. Кадры окровавленного лица Стефановича мало кого оставили равнодушным. Подспудно зревшее недовольство наступлением на свободу слова и закручиванием гаек наконец получило повод выплеснуться на улицы и своего героя-мученика. Изначально организацией демонстраций занималось гражданское движение «Один из пяти миллионов» при поддержке политической коалиции «Альянс за Сербию».

Но как только протест набрал вес, к нему начали присоединяться политики самого разного толка, в том числе ультраправые популисты. Сегодня одна из видных фигур сербского недовольства — лидер движения «Двери» Бошко Обрадович. Партия и ее лидер несут на себе полный набор ультраправых перегибов: от призывов убивать гомосексуалистов (сам Обрадович открестился от подобных заявлений своих однопартийцев) до пересмотра итогов Второй мировой войны. У белградских демонстрантов по-прежнему нет четкого лидера, но Обрадович явно пытается занять эту «должность».

Наблюдатели отмечают, что нынешняя волна протестных акций напоминает смещение президента Слободана Милошевича в 2000 году. Его тоже обвиняли в авторитаризме и облаве на СМИ, а одним из поворотных моментов революции был захват телеканала RTS, главного орудия правительственной пропаганды. Правда, тогда антиправительственным активистам удалось пробиться в эфир. Да и Вучич, при всех претензиях к нему, рядом не стоял с Милошевичем, который втянул страну в кровавую войну и умер в своей камере, ожидая суда Гаагского трибунала. Рейтинг одобрения нынешнего президента колеблется на уровне 50%, что не так уж мало для балканской страны.

«То, что происходит в Сербии, происходит не только там, — отметил в разговоре с «МК» научный сотрудник отдела современной истории стран Центральной и Юго-Восточной Европы Института славяноведения РАН Александр ПИВОВАРЕНКО. — Протесты прошли в трех странах, в том числе, в Черногории и Албании. Все протестующие настроены резко против правительства, доминируют социальные лозунги. Это серьезное, долговременное и обоснованное явление, то есть оно возникло неспроста. Эти страны находятся в социально-экономическом кризисе, стагнации. Условия жизни принципиально не меняются в регионе последние лет 20. Увеличился отток населения: не очень многие люди видят перспективу внутри Сербии, а те, кто не уехал, выходят на улицу.

В минувшие выходные оппозиция впервые предприняла наступальные действия, выдвинула требования отставки правительства. За 15 недель, которые длится протест, он стал обыденным явлением. Очевидно, чтобы придать ему динамику, активисты решили пойти на провокационный шаг — попытаться захватить телестанцию. Как минимум, они будут выводить людей на улицу каждую неделю и, возможно, пойдут на дальнейшие провокации.

Особенностью этого оппозиционного движения является его многочисленность и фрагментированность. В него входят различные политические движения с различной идеологией. Там есть движения и пророссийские, и западнические, есть социалисты, анархисты и вообще спектр очень большой. Много и кандидатов в лидеры. Пока ни один из них не выбился вперед, вопрос, кто как себя проявит в дальнейшем».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27929 от 19 марта 2019

Заголовок в газете: Призрак Милошевича замаячил над Сербией

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру