Мифы и правда о танке Т-34 глазами спеца

Что в реальности испытывали танкисты Второй мировой

Лихие атаки советских танков Т-34 – классика жанра про Великую Отечественную. В десятках художественных, документальных фильмов растиражированы будни и боевые подвиги советских танкистов. При этом подавляющее большинство кинолент показывает именно работу экипажей знаменитых «тридцатьчетверок». Но каково оно было в действительности – воевать на этом «лучшем танке Второй мировой»?

Что в реальности испытывали танкисты Второй мировой

Разобраться с «подводными камнями», которые поджидали экипажи, сражавшиеся на Т-34, помог человек, который много лет занимается восстановлением старой военной техники для частной коллекции. Мой собеседник попросил называть его просто Михаилом.

Конечно, те боевые машины, реставрацией которых приходится теперь заниматься, настоящего оружия уже лишены, взамен его ставят выхолощенные макеты. Впрочем специфика управления старым танком и его системами от этого практически не меняется. А о специфике такой Михаилу довелось много расспрашивать в прежние годы тех, кто повоевал на «тридцатьчетверках» во время Второй мировой.

В своих воспоминаниях ветераны-танкисты практически единодушно хвалили наши Т-34. Однако при этом сообщили Михаилу некоторые свои наблюдения и профессиональные секреты, которые остались за кадром у создателей многочисленных фильмов про войну.

Начнем, пожалуй, с движения. Маневренный он был? Да. Быстрый? Для своего класса, да. Но при этом...

Вот несколько характерных моментов, позволяющих дополнить картину танкового марша или маневра, выполняемого на «тридцатьчетверке».

ОказываетсяЮ Т-34 был очень шумным. Причем к децибелам, создаваемым 400-сильным танковым дизелем, добавлялись еще грохот и специфическое лязгание гусениц.

Специалисты дружно расхваливают конструкцию ходовой части Т-34, которая предусматривала в том числе достаточно простую замену поврежденных опорных катков (в отличие от тех же немецких «Тигров», например). Однако сами эти катки были на первых порах далеки от совершенства.

Из-за сложной обстановки, сложившейся в советском танкостроении в начальный период войны, когда многие заводы эвакуировались на новые места, ранние модификации Т-34 с 45- и 75-миллиметровыми пушками чаще всего снабжали необрезиненными катками-ленивцами для гусениц. Прокатываясь по голому железу таких катков (в обиходе танкисты их прозвали «паровозными») гусеничные траки издавали громкий металлический звук, по которому солдаты на фронте еще издали узнавали: «тридцатьчетверки» идут. Лишь с 1943-го удалось обеспечивать обрезиненными катками все выходящие из заводских цехов советские Т-34, сделав их значительно тише на ходу.

Впрочем, такое усовершенствование не повлияло на другую ходовую закавыку нашего чудо-танка. Возникала реальная опасность, что у него при резких поворотах на приличной скорости лопнут, не выдержав нагрузки, пальцы – металлические стержни, соединяющие траки гусениц. В результате такой аварии происходил разрыв гусеницы, и начинались силовые упражнения экипажа по ее соединению: усилиями нескольких человек нужно было натянуть провисшую часть вереницы массивных траков, соединить место разрыва, вбив кувалдой взамен лопнувшего пальца запасной...

Для механиков-водителей существовала еще одна засада. Стоявшая на ранних модификациях «тридцатьчетверки» четырехступенчатая коробка переключения передач была очень тугой. Нажимая на рычаг, требовалось прилагать неимоверные усилия, чтобы врубить нужную передачу. Зачастую одному механику-водителю попросту не удавалось это выполнить, и ему на помощь приходил располагавшийся рядом с водительским местом стрелок-радист. В две человеческие силы они справлялись с неуступчивой коробкой скоростей, и такое выступление дуэтом при маневрировании повторялась многократно. Конструкция упрямой КПП была изменена лишь на более поздней модификации танка – Т-34-85 (именно эти машины показаны в большинстве наших фильмов, установлены на постаментах в качестве памятников).

И вновь о шуме. Чтобы грохот, царивший во время движения внутри танка, не мешал экипажу общаться друг с другом и слышать команды, каждая «тридцатьчетверка» была укомплектована специальным переговорным устройством. Однако оно работало не всегда надежно, не обеспечивало хорошую слышимость, а ведь от быстроты и правильности выполнения команды в бою – особенно механиком-водителем, – зависла жизнь! Поэтому сообразительные командиры экипажей приспособились руководить действиями своих мехводов ногой, – благо, дотянуться было легко. По правому плечу сапогом легонько стукнул – значит, надо вправо поворачивать, по левому плечу – влево. Если командирский сапог в спину уперся – нужно ход прибавить, а если он сверху на шлем надавил – стоп. Вот так и «дирижировали»!

При этом механику-водителю приходилось вести тяжелую машину в условиях крайне ограниченного обзора. По замыслу конструкторов, во время боя люк на переднем скосе корпуса перед водительским местом нужно захлопывать и смотреть вперед через специально предусмотренный триплекс. Однако качество этого оптического устройства было весьма далеким от идеала, так что водитель видел сквозь триплекс нечеткую, искривленную картинку. Ориентироваться по ней было трудно, даже опасно, поэтому в реальных боевых условиях мехвод, нарушая официальные инструкции, оставлял передний люк приоткрытым приблизительно на ширину ладони. Конечно, был риск поймать в эту щель осколки разорвавшегося снаружи снаряда или шальную пулю, однако вести бронированную машину вслепую еще опаснее.

А теперь – еще о люках. На ранних модификациях Т-34 его башня была снабжена наверху одним большим люком. Открыть его было непросто. Зачастую приходилось это делать вдвоем. Конечно, членам экипажа подобная специфика конструкции не могла понравиться, зато на заводе, на ремонтной базе при сборке-разборке башни через столь большой проем было гораздо проще монтировать или, наоборот, вынимать механизмы казенной части танкового орудия с зубчатым сектором для вертикальной наводки. Все-таки в конце концов пришлось от такого технологического удобства отказаться ради безопасности самих членов экипажа, и предусмотреть в конструкции модели Т-34-85 два отдельных верхних люка.

Многие из ветеранов-танкистов вспоминали, что во время сильного дождя внутри их «тридцатьчетверок» начинался настоящий потоп. Причина в том, что резиновые уплотнения на верхних башенных люках и на люке механика-водителя либо отсутствовали вообще, либо были столь скверно сделаны, что не препятствовали просачиванию воды. На ходу с этими водными процедурами приходилось мириться, но во время долгих стоянок экипаж накрывал танк большим брезентом, спасая его от попадания дождевых струй.

Помимо такого брезента опытные танкисты запасались для походного комплекта (конечно штатные запчасти и инструменты не в счет) еще обыкновенным бревном, которое в походном положении крепили вдоль корпуса «тридцатьчетверки». Это «спецсредство» было незаменимым помощником в случае, если Т-34 застревал в грязи или в яме: тогда бревно подкладывали поперек под гусеницы, и танк, цепляясь за него, сам себя вытаскивал из западни.

Особый колорит работе экипажа Т-34 добавляла стрельба из танкового орудия. После каждого сделанного выстрела из открытого затвора орудия поступали пороховые газы. Другим источником этой удушливой смеси была отработанная снарядная гильза, выброшенная при перезарядке пушки внутрь танка (специальных устройств для удаления таких гильз из башни в конструкции Т-34 не имелось).

Чтобы отводить пороховые газы, конструкторы предусмотрели специальные вентиляторы. Однако в реальных условиях эффективность таких вспомогательных устройств на ранних модификациях «тридцатьчетверок» была невелика, кроме того, из-за хронического дефицита комплектующих это второстепенное оборудование ставили далеко не на каждый танк, выходящий из ворот завода.

В итоге, чтобы не угореть в импровизированной газовой камере, экипаж предусмотрительно держал приоткрытой крышку верхнего башенного люка (хотя это было чревато попаданием внутрь осколков), а некоторые и вовсе оставляли его открытым и приноровились сразу же выбрасывать через такой проем наружу снарядные гильзы (после выстрела они были горячими, поэтому приходилось надевать рукавицы). Самым газоуязвимым из находившихся в танке людей был заряжающий. По воспоминаниям старых танкистов, случалось, что этот член экипажа, надышавшись пороховым выхлопом, даже терял сознание.

Еще одна, даже еще более серьезная опасность подстерегала танкистов при попаданий снаряда или болванки в их машину. Конечно, корпус, а особенно башня были защищены броней, пробить которую мог далеко не каждый немецкий боеприпас. Однако порой было достаточно просто сильного снарядного удара, чтобы произошло непоправимое. Снаружи на броне оставалась при этом лишь вмятина или даже царапина, а вот члены экипажа выходили из строя. Их ранили или убивали мелкие металлические осколки, отлетевшие при ударе от недостаточно аккуратно сваренных на заводе стыков броневых частей. Эти куски окалины превращались в самую настоящую шрапнель, которая летела во все стороны внутри корпуса.

В середине войны, с появлением модификации Т-34, снабженного уже 85-миллиметровой пушкой, возникла новая проблема при езде на таких бронированных машинах. Новое орудие более крупного калибра имело гораздо большую длину, чем 76-миллиметровое, стоявшее на «тридцать четверках» прежней конструкции. Конечно, с точки зрения пробивной способности оно было куда лучше, однако при этом преподнесло танкистам непривычный для них сюрприз. Танк со столь длинным «хоботом» впереди при преодолении рва, ямы, глубокой канавы с крутыми стенками мог черкануть открытым дулом по склону и забить переднюю его часть землей или песком.

Если экипаж этого не заметит и начнет стрелять, при первом же выстреле орудие попросту разорвет: его передняя часть превратится в «цветок» из прихотливо закрученных наружу «лепестков». Именно такая беда случилась с героями художественного фильма «Белый «Тигр», помешав им уничтожить загадочный фашистский танк.

В общем, специфики, трудностей у тех, кто в годы Великой Отечественной воевал на «тридцатьчетверках», было хоть отбавляй. Но тем большим должно быть уважение к этим людям, которые сумели даже в таких непростых условиях успешно сражаться с врагом и побеждать его.

Путин, ветераны, техника на Параде Победы-2019

Путин, ветераны, техника на Параде Победы-2019

Смотрите фотогалерею по теме

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру