Выборы губернаторов: что происходит в «интересных» регионах

От Челябинской области до Башкирии

Через неделю жители шестнадцати регионов будут выбирать себе губернаторов. После прошлогодних неудач в Хакасии, Владимире, Хабаровске и Приморье всем очевидно, что в этом сезоне скучно тоже не будет. Нет недостатка в прогнозах относительно того, кто из кремлевских выдвиженцев споткнется на этот раз. Наше издание тоже решило описать происходящее - в тех регионах, что показались нам наиболее интересными. Для этого мы прошерстили местные СМИ, социальные сети и опросили свои источники.

От Челябинской области до Башкирии

Одним из самых непростых представляется предвыборный расклад в Челябинской области. Среда там традиционно конфликтная, элиты - строптивые. Совладать с ними не смогли ни Юревич, ни Дубровский. Понимая, в какой непростой регион он едет, и сразу настроившись на боевой лад, новый врио Алексей Текслер решил не миндальничать и с самого начала ухватил быка за рога. Кампанию свою он посвятил теме "наведения порядка".

В столице региона это вылилось в поход против ларьков - говорят, их там несколько тысяч незаконных. Хозяева этих точек, однако, решили обороняться - часть СМИ, завязанных на местные элиты, обвинила в создании "правового вакуума", приведшего к расцвету нелегального бизнеса, действующую власть.

Самая главная проблема, однако, даже не в этом. В Челябинске крайне остро стоит экологическая проблема. Если посмотреть инстаграм врио губернатора, то видно, что большинство горожан интересуется одним: выбросами с какого завода воняет на этот раз. Обойти эту тему новый глава региона не смог и заявил, что наводить порядок в этой сфере тоже будет.. Объявленная стратегия "нулевой терпимости к предприятиям, не соблюдающим экологические требования", при ближайшем рассмотрении оказалась слишком рискованной.

Гораздо лучше "наведение порядка" удалось возглавляющему Волгоградскую область Андрею Бочарову. Регион ему тоже достался конфликтный, но, в отличие от челябинского главы, у его волгоградского коллеги в запасе было пять лет - и он ими воспользовался. Местные элиты всеми правдами и неправдами были приведены в чувство и теперь фронды, которая могла бы испортить Бочарову жизнь, в регионе нет. Поэтому глава области вполне может позволить себе спокойно разъезжать по районам, распекая местных чиновников и даже иногда кого-то из них увольняя. Кампания, судя по количеству репортажей в местных СМИ, у него интенсивная, поездок много, агитматериалы выходят, и самое главное - на него работает сама история области. Если в других регионах доминирует ощущение застоя и запрос на обновление, то в Волгограде вместо него запрос скорее на стабильность. В области за последние десять лет сменилось четыре губернатора и бесконечный калейдоскоп лиц людям надоел.

Агитпродукты, выпускаемые штабом Бочарова, достаточно прямолинейны, однако с учетом вала это не имеет значения. Особенно хорошо расходится тот факт, что глава региона наконец-то выбил из Москвы деньги на строительство объездной дороги вокруг столицы региона. Говорили о ней еще с советских времен, да вот дальше разговоров дело не шло. Начало работ, пришедшееся на август, создало в городе ощущение того, что эпоха безвременья заканчивается и выгодно противопоставило нынешнего руководителя субъекта его менее пробивным предшественникам.

В Башкирии у врио Хабирова тоже все хорошо. Пяти лет, чтобы взять регион под контроль - в отличие от Бочарова - у него не было, но они ему оказались и не нужны. Это не Волгоград с Челябинском, Башкирия - регион "системный" и дисциплинированный. Тут вообще традиции противодействия верховной власти не существует. Поэтому у нового руководителя и с рейтингом все в порядке, и с прогнозами по явке, и с самым главным - с административным ресурсом. Главы районов здесь не то что у соседей - вприпрыжку бегут выполнять распоряжения начальства.

Тем не менее Хабиров тоже не халтурит. Как и Бочаров, он активно ездит по региону, а недавно даже в дебатах согласился поучаствовать - поступок редкий среди хозяев отечественных властных кабинетов. Впрочем, глава Башкирии может себе это позволить - конкурентов себе он отбирал сам. Если в соседней Челябинской области еще можно предположить, что муниципальный фильтр кто-то из нежелательных кандидатов преодолел сам, то в думать такое о Башкирии никому даже в голову не придет.

Для полноты картины добавим, что социальные сети Хабирова неоднократно признавались лучшими в стране. Ведет их, говорят, специалист, приехавший вслед за самим врио из подмосковного Красногорска.

Гораздо сложнее ситуация в Астрахани. Новый руководитель региона Бабушкин, конечно, начал очень лихо: буквально через месяц-два после его назначения в области арестовали председателя местного правительства Султанова и десятки его приближенных. Тот факт, с какой легкостью только приехавший начальник разделался с людьми, управлявшими здесь буквально всем на протяжении десятилетий, конечно, не мог не произвести на избирателя впечатление.

Помимо жесткости новый руководитель демонстрирует открытость. Множество журналистов, записанных предыдущими главами региона во враги, теперь получили доступ к телу и благожелательное отношение. В ответ они, конечно, тоже стараются и поют врио осанны.

И, тем не менее, расслабляться нельзя. Бабушкину досталось плохое наследство. Неудачный эксперимент Кремля с его предшественником Морозовым сильно ослабил институт губернатора в общественном мнении. Сам факт того, что работает Бабушкин всего три месяца, настраивает астраханцев на осторожный лад: дескать, мы его пока не знаем. Люди дезориентированы. Только-только они стали привыкать к Морозову и вдруг ничего не объясняя Кремль берет и меняет его на другого человека. Тут даже самый доверчивый лоялист возмутится.

Впрочем, кампанию Бабушкин ведет активную и довольно-таки качественную, так что есть шанс, что до второго тура дело не дойдет.

Пожалуй, самой бесхитростной из всех перечисленных губернаторов представляется кампания Липецкого врио Игоря Артамонова. Какой-то сквозной идеи в ней не просматривается и выглядит она как простой набор обещаний, правда обещаний мощных: "революция" в сфере здравоохранения; "прорыв" в области экологии; "новое дыхание" проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги"; "астрономическая" сумма, выделенная на обновление парка общественного транспорта; планы за год покончить с кумовством и некомпетентностью чиновничьего аппарата и т.д. и т.п.

Политтехнологи говорят, что обещать так много может только человек, не имеющий политического опыта. Более опытные товарищи Артамонова в своем оптимизме гораздо осторожнее. Во всяком случае слов "революция" и "прорыв" в их арсенале обнаружить не удалось. Они знают, что завышенные ожидания чреваты разочарованием. "Не хочешь больно падать, не взлетай высоко", - так прокомментировал кампанию Артамонова один из опрошенных нами экспертов.

Подводит бывшего банковского топ-менеджера и видимая нехватка опыта общения с рядовыми гражданами. Видно, что он привык раздавать поручения и карать за их неисполнение. С избирателями он говорит так же - будто они его подчиненные. Спросившим о местных дорогах он не стал рассказывать, когда их отремонтируют, а отчитал за попытку пролезть "вне очереди" - нельзя, дескать, действовать по принципу "сделайте в первую очередь у меня". Пожаловавшихся на на высокие тарифы ЖКХ врио буквально послал, правда в антимонопольную службу: "Не нравится платежка - пишите жалобу в УФАС". История же о том, как в ответ на рассказ о высоких ценах врио губернатора обвинил рассказчика "это не цены высокие, это вы мало зарабатываете" вообще стала всероссийским мемом.

Парадокс, но такая риторика является не только минусом, но и плюсом. Совершающий явные политические ошибки губернатор выглядит очень искренним. В глубинке, привыкшей к застегнутым на все пуговицы бюрократам, это вызывает симпатию. Возможно, ищущий «новой искренности» липецкий избиратель избавит главу региона от приставки «врио».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру